Святая Неделя в искусстве Кипра Печать
Хочу всё знать - С колокольни искусствоведа

Судьбы античного искусства в Средневековье

Искусство Кипра, в силу относительной изолированности и некоторой отдаленности острова от центров высокой культуры, считается очень консервативным и провинциальным. Отчасти это действительно так. Очень многое здесь не меняется веками. При этом, по причине привлекательности острова для цивилизаций Востока и Запада и его положения на пути с Запада на Восток, его культура постоянно испытывает влияния не только соседних, но и дальних стран, высокоразвитых цивилизаций, представители которых не дают острову расслабиться и по сей день. Это древние греки и римляне, арабы и византийцы (в их собственном понимании – тоже римляне), западноевропейские крестоносцы, сирийцы, турки, англичане, отчасти и наши соотечественники. Кто-то хотел завоевать остров, кто-то искал на нем убежища, кто-то – рынок сбыта. Кто-то хотел сделать остров плацдармом и отсюда бороться с неверными, а кто-то – грабить мореплавателей, кто-то – всего лишь отдохнуть и пополнить запасы перед очередным отрезком морского пути, или просто отдохнуть, как большинство нынешних путешественников. Находятся и такие, кто хочет остаться и даже покупает дом, чтобы рядом росли горькие лимоны.

11

Поэтому Кипр – если и провинция, то довольно продвинутая, многое помнящая и интерпретирующая все, что сваливается на ее голову, на свой лад. Вследствие таких вызовов в искусстве появляются уникальные, более нигде не встречающиеся сюжеты, происхождение которых туманно и покрыто легендами. Им было бы неоткуда взяться, если бы не постоянное, зачастую вынужденное, общение с многочисленными соседями.

Св. Неделя

Уникальный сюжет, а точнее персонаж, ради которого я задумала этот текст, может быть, и не является кипрским изобретением, но в таком виде не встречается более нигде. Он, а точнее она, представляет собой сюжет христианского искусства, созданный по правилам искусства античности. Это святая Неделя (иногда ее называют Кириакой, но мне больше нравится наименование «Неделя»).

Впервые мы встречаемся с ней в первой половине XIII века, в росписи церкви св. Ираклидия в монастыре Калопанайотис.

2

На северной стороне юго-западного пилона рядом с неизвестной мученицей в красном изображена святая Неделя – красивая женская фигура, облаченная в царские одежды с лором и драгоценным оплечьем. На голове у нее венец, в ушах жемчужные серьги. А на лоре, унизанном драгоценностями знаке царского достоинства, располагаются шесть медальонов с погрудными изображениями молодых женщин, с мученическими крестами в руках. Но это не мученицы. Полустертые сопроводительные надписи содержат названия дней недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота. Что здесь имеется в виду? Кто такая эта Неделя?

 

 

Святая Неделя – это в общем-то и не святая, а персонификация Страстной седмицы или Святой недели, и заодно ее последнего дня, воскресенья, на которые пришлось Воскресение Христово. День недели воскресенье по-гречески и называется Κυριακή, а в старославянском языке - «недѣля». Поэтому я и называю ее Неделей, а не Кириакой. Женские образы на ее лоре – это персонификации остальных дней Страстной седмицы. Авторы свода памятников кипрской монументальной живописи А. и Дж. Стилиану пишут, что этот сюжет – местное изобретение и за пределами острова не встречается. Ниже мы увидим, что это не совсем так. Они же заметили, что ее изображения продолжают эллинистическую традицию персонифицированных изображений городов, рек и прочих явлений.

Обратимся сначала к самим изображениям Недели, а позже вернемся к античным истокам этого явления. С этих пор, до XVI столетия включительно, святая Неделя будет появляться в стенописях кипрских церквей. С помощью одной этой фигуры можно сказать очень многое: это и Воскресение Христово, победа над смертью, и день Пасхи. Ему предшествуют Страсти, приходящиеся на Страстную седмицу, кульминацию Великого поста. Возможно, это далеко не все, о чем может нам сказать эта фигура. Ее царский наряд напоминает и о Царе небесном и о том, что слова «царь иудейский» фигурировали в обвинении против Христа. Это не только остроумно, но и очень удобно, особенно в маленьких храмах, где нет места для длинного цикла Страстей и сюжетов, связанных с Воскресением.

Обращает на себя внимание оригинальный способ воплощения основных идей христианского вероучения. В средневековом религиозном искусстве преобладает повествовательное начало, и основа его – образы Христа, Богоматери, святых и евангельских событий, а также деяния и чудеса святых. Но, обратившись к раннехристианскому искусству, мы увидим похожие явления. Например, таковы посвящения самых древних церквей Константинополя, Св. София – это Божественная Премудрость, а св. Ирина – Божественный Мир, а вовсе не святые с такими именами. Храмы с посвящением св. Софии Премудрости Божией мы обнаружим также в Салониках, Охриде, Киеве, Новгороде и Полоцке. В древнерусском искусстве Софию Премудрость изображали в виде огненноликой девы в царственных облачениях на троне, тогда как речь идет не о человеке по имени София, а персонификация одного из свойств Бога, Премудрости, и ее изображение заменимо образом Христа. Такого рода персонификации могли спускаться с высот абстракции, очеловечиваться и даже страдать за веру. Скорее всего, так было в случае с мученицами Верой, Надеждой и Любовью и матерью их Софией. Их Житие – рассказанная в лицах сентенция о том, что эти человеческие добродетели суть порождения Божественной Премудрости. В случае с Кириакой мы имеем дело с двойной персонификацией. Будучи сама аллегорической фигурой, она несет на себе изображения других аллегорических фигур, символизирующих остальные дни недели. В данном случае все фигуры женские, хотя ниже мы увидим, что так бывает не всегда. Это может быть связано с тем, что слово «день» в греческом языке женского рода: η ημέρα.

Стоит отметить, что святую Неделю в качестве мифологического персонажа почитали не только на Кипре и в странах эллинской культуры, но и в славянских: Сербии, Болгарии, на Руси, на Украине и в Белоруссии, а также в немецкоязычных землях. Но в славянских странах образ святой Недели соединялся с образом Анастасии мученицы, и персонаж этот возник на месте пересечения значений слова, означающего «воскресенье» (и день, и событие) в разных языках: Αναστάσις – Воскресение Христово – недѣля (воскресный день). Правда, образы этих святых в славянских странах не имеют столь развитой иконографии и ничем не отличаются от обычных изображений святых жен. Подозреваю, что мученица в красном, изображенная рядом с Неделей, может быть Параскевой. Ее имя – Παρασκευή – означает «пятница». Ее часто изображали одетой в красное, поскольку имя ее ассоциировалось со Страстной Пятницей, поэтому в славянских странах ее называют Параскевой Пятницей или просто Петкой (пятница по-сербски и по-болгарски). Красный цвет ассоциируется и с кровью, и с триумфом, купленным ценой той самой крови. Не берусь судить, что в данном случае было первично: Страстная пятница или все же святая дева с таким именем, которое напоминало о дне Распятия. Именующая надпись не сохранилась, поэтому я не настаиваю на своей догадке.

 

 

В XIV веке святая Неделя появляется снова, на этот раз в росписях церкви св. Деметриана в Дали. Росписи, за исключением портрета заказчика, очень плохо сохранились, поэтому можно лишь констатировать, что она здесь есть, окруженная любимыми на острове образами защитников: св. Георгия и архангела Михаила. Ктиторская надпись гласит, что церковь св. Деметриана Андридиотиса была обновлена и расписана на деньги и по желанию Михаила сына Катзурубиса, его жены и детей, аминь, в лето 6825 (то есть 1317. – Ю.Б.)…». Присутствие здесь святой Недели свидетельствует о непрерывности традиции ее изображения. А поэтому неудивительно, что мы встретим ее и в следующих столетиях, в других памятниках.

В XV веке, а точнее в 1474 году, святую Неделю написал на стене церкви Архангела Михаила в деревне Педулас художник Мина из Мирианфусы. К этим росписям мы уже обращались в связи со святым Мамантом верхом на льве

3

Святая Неделя изображена вместе с Варварой, в западной части северной стены. Медальоны с персонификациями дней Страстной седмицы изображены на ее плечах и груди. Два из них, с пятницей и субботой, она поддерживает руками, что подчеркивает их важность. В пятницу (в правой руке) Спаситель был распят, в субботу (в левой руке) Он спустился в ад, сокрушил его врата и вывел оттуда ветхозаветных праведников. Суббота здесь изображена в виде юноши, а остальные дни – молодых женщин, в соответствии с грамматическим родом дней недели. Дело в том, что слово «суббота» в греческом языке среднего рода: το Σάββατο, так же как и ребенок, юное создание: το παίδι. Сейчас это слово означает скорее «парень» и может относиться к человеку любого возраста. Слова «мальчик» и «девочка», кстати, тоже среднего рода: το αγόρι, το κορύτσι. Остальные дни недели – женского рода: η Δευτέρα (понедельник), η Τρίτη (вторник), η Τετάρτη (среда), η Κυριακή (собственно, воскресенье).

В XVI веке святая Неделя была запечатлена Симеоном Аксенти в церкви св. Созомена в Галате.

4

Роспись точно датируется 1513 годом и ей мы тоже уделили внимание в рассказе о святом Маманте. Святая Неделя в компании Параскевы изображена в западной части северной стены, вместе с другими святыми женами. Это соседство и позволило мне чуть выше предположить, что мученица в красном в церкви святого Ираклидия может быть Параскевой. Неделя в царских облачениях и городчатом венце стоит под арочкой, что подчеркивает ее значимость. В правой руке ее три горящие свечи. Внизу они переплетены, верхние их части отогнуты наподобие трезубца. Символика, скорее всего, такая: количество свечей – три – символизирует Святую Троицу. Переплетение их в нижней части указывает на единство и нераздельность Бога в трех лицах, три конца и три огня на то, что ипостасей у божества три, а не две и не одна. То, что они и соединены и существуют раздельно, означает непостижимую для человеческого ума религиозную истину о том, что лица Святой Троицы нераздельны и неслиянны одновременно.

Пять персонификаций дней Святой седмицы изображены на одежде, вдоль лора; они изображены в виде женских полуфигур с крестами в руках и с разноцветными покрывалами на головах. Медальон с шестой персонификацией, по-видимому, Страстной Пятницы, Неделя держит в левой руке, перед грудью. Она крупнее прочих дней и изображена гризайлью, серая на сером фоне. Подобным образом изображали Христа Эммануила в зерцалах у архангелов, но в данном случае серый тон и отсутствие цветов в этом изображении может указывать на скорбь Великой Пятницы, самого печального в церковном календаре.

 

 

Так выглядит традиция изображения святой Недели в средневековом искусстве Кипра. Теперь можно обратиться к античности, чтобы составить представление об истоках этого явления, которое представляет собой пережиток раннехристианской логики, вдруг активизировавшейся не позднее первой половины XIII столетия и продержавшейся до XVI века.

Античность

Обратимся к античным корням христианского искусства, тем более что на острове их более чем достаточно. Может быть, именно оно и стало источником вдохновения для тех, кто придумал изобразить святую неделю в человеческом облике. Мировоззрение древних греков и римлян было антропоцентричным. Они измеряли все человеческими категориями, прямо заявляя об этом: «Человек − мера всех вещей». Сформулировал это в таком виде софист Протагор, для своих софистских целей, но эта фраза очень точно отражает суть эллинской культуры. И действительно, древнегреческие боги были совсем как люди, их изображали и почитали в человеческом облике, а не зверином и не в виде скал, камней или звезд. Более того, явления природы, рукотворные предметы и даже отвлеченные понятия древние греки и римляне охотно изображали в виде мужских и женских фигур. Пол их, собственно, зависит от грамматического рода слова, которым обозначается явление, и мы уже имели возможность в этом убедиться. Использование персонификаций стало общим местом культуры, и этот язык, изредка применяемый в Средневековье, унаследовали все классические стили и течения европейского искусства. Им пользовались вплоть до недавнего времени. Это Добродетели и Пороки, по семь основных с той и другой стороны в готическом искусстве, это и Весна на картине Боттичелли, и Свобода на баррикадах Делакруа. Из самых недавних явлений можно назвать фигуру Родины-Матери на Мамаевом кургане и настоящую античную богиню Нику на Поклонной горе, аллегорию Победы. Итак, немного примеров аллегорий из античного искусства.

Античное искусство на Кипре представлено замечательными мозаиками, украшавшие полы в общественных зданиях и частных жилищах. Империя процветала, и это искусство, непростое и недешевое в исполнении, было довольно массовым явлением. Они находятся в Пафосе, Саламине и Курионе. Подобные мозаики сохранились везде в Средиземноморье, где были крупные города и богатые виллы (от Италии до Кипра и от Турции до Туниса). Места эти нередко совпадают с курортными направлениями. Сюжеты мозаик самые разные, в основном, мифологические. Античные персонификации могут обозначать собой природные явления, рукотворные предметы и абстрактные понятия.

Природные явления наиболее многочисленны. Их можно найти на берегу моря в роскошных виллах. Сейчас это место называется Нижним Пафосом (Κάτο Πάφος). В одном таком дворце сохранилась уникальная мозаика с изображением Тесея, сражающегося с Минотавром в центре круглого Лабиринта.

5

Тесея подбадривают, выглядывая из-за скал, Ариадна (слева) и персонификация острова Крита (справа). Крит (η Κρήτη) изображен в визе женской фигуры в богатых одеждах. Причина выбора – все тот же грамматический род. Все названия островов в греческом языке – женского рода, как и собственно слово «остров» (η νήσος). Мозаика была изготовлена во второй половине III века, но голова Тесея и персонификация Крита были переложены в конце IV столетия немного в другом стиле, напоминающем уже скорее византийское искусство. Ариадна сохранила свой полностью античный облик.

Помимо Крита, укажем персонификацию реки Эврот. Он изображен в гимнасиуме в античном Саламине (северная оккупированная часть острова) датируется мозаика началом IV века. Сейчас она безнадежно испорчена.

6

Эврот течет в Лаконии, на нем стоит Спарта. На мозаиках их изображали вместе: женская фигура – Лакедемон (Спарта) и юношеская – Эврот, с водорослями в волосах.

7

Несложно догадаться, что имя реки – мужского рода (ο Ευρώτας), слово «река» (ο ποταμός) тоже.

Довольно близок нашей Неделе, скорее всего, еще один стандартный сюжет для украшения античной виллы. Это изображения времен года.

8

Чтобы получить представление о персонификациях рукотворных явлений, вернемся в Пафос, на ту же самую виллу и увидим, что за спиной у румяного Тесея, замахнувшегося дубиной на Минотавра, полулежит немного встревоженная мужская фигура набедренной повязке. Это Лабиринт: Λαβυρίνθη(ς).

9

Наконец, персонификации абстрактных понятий, что тоже имеет прямое отношение к сюжету нашего рассказа, на острове тоже можно найти. В окрестностях современного Лимасола, в античном городе Курионе (греч. Κούριον, лат. Curium) также сохранились древние мозаики. Среди напольных мозаик IV–V вв., обнаруженных в банях, имеется замечательная персонификация постройки этих бань, поименованная Κτίσις.

10

Это слово означает «творение», «построение», и даже Сотворение мира. Напоминающий скобку инструмент в руке девушки, персонифицирующей творческий процесс, отсылает к возведению этих сооружений. Сюжет этот довольно распространенный. Персонификацию Ктисис можно найти во многих античных мозаиках, например, в Антиохии. Помимо Строения, бывают еще персонификации Плодородия, Обновления, Великодушия и других прекрасных понятий.

 

 

Итак, в Средние века многие образы античного искусства продолжали жить в новом контексте, отчасти сохранялся даже способ их применения. В случае с персонификацией святой Недели в искусстве Кипра мы видим, что язык античности был настолько живым, что позволял создавать новые образы на основе в общем-то народных представлений о том, что святая Неделя – это такая святая жена, которая, видимо, покровительствует тем, кто шесть дней работает, а седьмой отдыхает. В отличие от Земли, Моря, реки Иордан и даже Ада, о которых я расскажу в следующий раз, она представляет собой продукт христианской культуры и мысли, записанный благородным языком античности.


ЛИТЕРАТУРА

Stylianou A. & J. The painted churches of Cyprus. Treasures of Byzantine art, Second edition. Nicosia, 1997

Cimok F., ed. Antiokh Mosaics. Istanbul, 2000

Юлия Бузыкина