1735 год, апрель – декабрь. Монастырь Богородицы Апсинфиотисса (Полынная) Печать
Хочу всё знать - Кипр ногами Барского

Византийско-готический монастырь и вкус абсента

Из монастыря Иоанна Златоуста Кутсовендис Барский направился в монастырь Пресвятой Богородицы Полынной, расположенный на южном склоне горного массива Пентадактилос. Сейчас неподалеку находится место для отдыха с громким названием Ташкент. Монастырь, как и при Барском, находится в запустелом состоянии. Признаков разрушения нет, но он стоит пустой. Постройки кажутся по минимуму укрепленными.

Церковь − крестово-купольная, построена, по-видимому, в XII веке, еще до организации монастыря.

1

111

Нартекс, зарисованный Камилем Энлартом, имеет готическую форму и является результатом ремонта XV столетия.

Энларт

Есть там также готическая трапезная, неплохой сохранности,

2

222

и кельи, непонятно какого времени.

кельи

Монастырь, легенда об основании которого вкратце пересказана Барским, упоминается в хронике Георгия Бустрониоса (1546–1489) под названием «псития». Основан, судя по всему, в византийскую эпоху, затем, как при Лузиньянах, так и при венецианцах, процветал. Учитывая, что Бустронис упоминает о богомолье королевы в этом монастыре, есть основания считать, что он был под латинской юрисдикцией.

После турецкого завоевания был в подчинении у монастыря в Кутсовендис и подпадал под юрисдикцию Иерусалимского патриархата. Барский застал его именно в таком состоянии. Сейчас международное сообщество думает в несколько голов, что с ним делать. Поэтому вместе с Барским оценим это запустение и пойдем дальше…


barsky Тамо аз замедлих дний четиры, и оттуду идох в ин монастир, часу хождения стоящ, в имя Пресвятия Богородицы создан, яже проименуетъся Апсинфиотиса, си ест Полинковая (1), ибо глаголют, яко икона (2), иже зело ветха тамо обретается прежде создания монастиря, обретеся в некоей малой пещерцы, кущем полинним зарослой. Монастир он от кого и како, и когда создася, известитися не могохь, понеже нине ест весма запустел, и обретается в нем толию един иеромонах, убого жителствуяй, и той причастен ест под власт игумена святого Иоанна Златоустого.

Монастир он иногда бяше зданием велик и лепотен, стоит на месте равном, близ висоти гор; имат храм расположением красен и пространен, с главою от вне. Обаче обетша и опусте дозела и готов ест к падению, ибо лета того от труса многи камены от здания отвалишася и падоша; не могут бо иноцы умно житися и сотворити о нем смотрение, ради нестерпимых даяний Турецких. Имат два, три келия, в них же обитает иеромонах с единим послушником, иже питаются от труда рук своих: имат источник води мал, но здрав, подобне же и воздух.

Тамо аз премедлих ден и ночь, заутра же, воставши от сна, отведе мя оний иеромонах к иному знаменитому зданию, видения ради (о нем же последи), ибо быст пут жесток и непроходен, и не могох оного сам кроме проводника обрести.


Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747. Часть 2. СПб., 1886. С. 245-247.

Место и путь на карте

 

Координаты: 35.284070 33.389500 − монастырь Пресвятой Богородицы Полынной

 

 

Комментарий

 

(1) От греч. Αρτεμισία το αψίνθιον – горькая полынь. По-латыни она имеет такое же название, ср.: лат. Artemísia absínthium. От этого слова происходит название крепкого напитка абсента, в котором растение является важным, основополагающим компонентом.
(2) Об этой иконе упоминал уже Н.П. Кондаков в своем монументальном труде «Иконография Богоматери». В качестве источника пользовался Барским. Стоит отметить, что история с нахождением иконы в дебрях леса или пещеры – довольно типичная для греческого мира после турецкого завоевания. Также подчеркнем, хотя интересующийся читатель наверняка в курсе, что в кипрской традиции (и в греческой вообще) есть тенденция связывать богородичные образы с названиями цветов и душистых растений.

 

Литература, ссылки

Зыкова Н.В. Паломничество на Кипр православный (по стопам Василия Григоровича-Барского). Ларнака, издательство Русского православного образовательного центра, 2013. С. 22-24

Camille Enlart, L'art gothique et la renaissance en Chypre : illustré de 34 planches et de 421 figures (Paris, E. Leroux, 1899)

Richard McGillivray Dawkins, The Chronicle of George Boustronious, 1456-1489 (Melbourne, 1964)

George H. Everett Jeffery, A Description of the Historic Monuments of Cyprus (Nicosia, 1918, reprint. ed. London, 1983), p. 275.

Есть краткое описание памятника в Википедии.

 

 

© Юлия Бузыкина