1735 год, апрель – декабрь. Монастырь св. Мнасона Печать
Хочу всё знать - Кипр ногами Барского

Эпидемия кончается

Узнав о том, что эпидемия затихает, Барский двигается в сторону Левкосии, чтобы забрать свои вещи. Останавливается в маленьком монастыре св. Мнасона еписокопа Тамасийского.

Монастырь стоит на берегу потока, рядом растут несколько сосен и виноградник. Место открытое. Храм маленький, конструкция сводчатая. Святой Мнасон – по версии Димитрия Ростовского – апостол от Семидесяти, преемник Ираклидия, первого епископа Тамасийского, сподвижника апостолов Варнавы, Павла и Марка.

Оценив быт местных насельников и их источники дохода – милостыня и пасение козлищ, Барский в очередной раз убеждается, что дома быть православным легко и приятно, а в Османской империи – постоянные подвиг, нужда и интеллектуальные усилия по самосохранению.


barsky Начинающуся же тогда преставати губителству, начах и аз тогда приближатися к граду Левкосии, имущи намерение взяти своя вещи и ити в замишленний ми путь. Исшедши убо от предреченной обители, шествовах паки полем, между низкими холмами и между множеством виноградов, яко часа три, и прийдох к иному монастирцу святого Мнаса и тамо замедлих день и нощ.

DSC04055

Монастирец оний мал и тесен ест дозела, ново создан от последних христиан в время владения Турецкого, в имя святого Мнасона, епископа Тамасейского (1). Тамасея бо нарицается странна она, на ней же стоить оний монастир, близ единой веси, обон пол потока стоящей, на месте нагом и бездревном, точию от странни полудня обретаются мали виногради и неколико певгов, при них же и источник води чистой и здравой, на подобее Силоама Иерусалимского, внутрь земли, аки в пещере, обретающийся. Тамо точию два иноки: игумен и другий иеромонах, послушающий ему.

Тамо храмец мал, каменноздан, кругом горбовидно покровен, и две три келии точию (2). Обител она зело убога есть, живущий в нем иноцы с великою нуждою питаются, не имуть бо ни леса, ни скота, точию неколико поля, частию убо от земледелия, в поте лица своего снедают хлеб, частию же от милостини, юже собирают на всякое лето от окрестних тамо христианских весей; мню же, яко имут и число малое козлищ.

Тогда рассудихь, кол великое разнствование между волними християни и неволними, и кол с великою честию и великим успокоением иноки жительствуют в странах Российских; онихь же по вся дни труди снедают Агаряне, с многим неблагодарствеемь, насилием же и бесчестием.


Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747. Часть 2. СПб., 1886. С. 305-306

Место на карте

 

Координаты: 35.028900 33.237400 − монастырь св. Мнасона

 

 

Комментарий

(1) Мнасон – епископ Тамасийский в первой половине 1 в. н.э. Тамассос – изначально город-государство в центральной части Кипра, в 21 км к юго-западу от Никосии. Этот город упоминается у Гомера в "Одиссее". Некто по имени Мент говорит: "«По винно-чёрмному морю плыву к чужеземцам за медью в город далекий Темесу, а еду с блестящим железом» (Одиссея. 1:183-184 ). Не факт, что именно в ту Темесу, но почему бы нет. Стефан Византийский описывает Тамасос как город, лежащий на равнине, с где производят отличную медь. Тамассос упоминается среди десяти городов-государств Кипра, плативших вассальный налог ассирийцам, в анналах (табличках) царя Асархаддона (680—669 годы до н. э.). После прихода христианства Тамассос был одной из самых главных епископий острова. В Х веке он запустел по причине истощения медных рудников, находившихся поблизости. До того город грабили арабы. На месте города образовались поселения Политико, Еписокпео, а также Псималофу, Пера-Оринис, Эргатес, Кампия, Аналионтас и Капедес (подробнее о городе см. Википедию и вот здесь).


11

(2) От монастыря остался только один храм в деревне Политико. Храм маленький, представляет собой однонефную каменную постройку, перекрытую сводом. Она датируется первой половиной XIX века, так что Барский описывал предыдущую постройку.

 

Литература

Зыкова Н.В. Паломничество на Кипр православный (по стопам Василия Григоровича-Барского). Ларнака, издательство Русского православного образовательного центра, 2013. С. 139.

 

© Юлия Бузыкина