1735 год, апрель – декабрь. Монастырь св. Ираклидия (трех епископов Тамасийских) Печать
Хочу всё знать - Кипр ногами Барского

Монастырь на распутье – провокация поборов

Барский вышел из монастыря св. Мнасона и почти сразу оказался в монастыре св. Ираклидия. Он пишет, что монастырь подчиняется непосредственно архиепископу и что его удобное расположение провоцируют турецкую администрацию на всяческие поборы. Но, видимо, супостаты знают меру, потому что монастырь кормит голодных, платит налоги, может приютить странника.

Вход на территорию монастыря

После длительного перерыва Василий делает зарисовку обители, донося до нас ее облик с постройками XIV – начала XVIII столетий на основаниях IV – V, потому что с тех пор она была как минимум один раз перестроена - в 1773 г. (1).

Храмов в ней было два, один древний, высокий, с куполом (это мартирий), и новый, пониже, двухнефный и сводчатый. Афанасий Папагеоргиу, сравнивая рисунок с нынешним состоянием монастыря, пишет: «Рисунок Барского имеет огромную ценность, поскольку он запечатлел облик монастыря до его полной перестройки в архиепископом Хрисанфом. Согласно документам архиепископии, это произошло в 1773 г. По версии архимандрита Киприана это произошло в 1775. В синодике монастыря также сохранилась пространная запись об этой масштабной реконструкции. В чем заключалась эта реконструкция, можно понять, сравнивая рисунок Барского с нынешним состоянием ансамбля. Именно тогда нартекс церкви, который на рисунке Барского открыт вовне одним лишь арочным проемом, стал открытой галереей, северная стена была прорезана одной аркой, а западная – тремя. Тогда же была возведена веранда перед кельями, в том виде, в каком она существует сегодня. Упомянутый Барским северный вход убрали, остался только главный – восточный» (2). То есть на рисунке мы видим мартирий с высоким куполом, новый северный неф, а за ним – южный неф – старая церковь на месте центрального нефа базилики. Нартекс объединяет два нефа.

Полы в храме были каменные, а стены побелены известкой (совсем как у нас). Внутри монастыря есть источник воды. Обитель стоит на невысоком безлесом холме, вокруг много плодородной земли, на которой располагается монастырское хозяйство. С юга от монастыря торчит огромный камень, скала, который непонятно как здесь оказался.

Подивишись на камень, Барский возвращается к святыням обители. Он пишет, что монастырь основан в древности, при христианских правителях, благочестивыми мужами в честь святителя Ираклидия, который был в стране Тамасии, то есть здесь, епископом.

11

Затем Барский возвращается к храмам. В мартирии стоят три гроба, по форме напоминающих киоты, два из простого камня, третий мраморный. Местные жители считают, что в гробах почивают мощи трех епископов: Ираклидия, Мнасона и Иродиона, и мраморный саркофаг принадлежит как раз Ираклидию.

Пещера ИраклидияПещера Ираклидия

Правда, констатирует Барский, все три гроба пусты, и неизвестно, куда были увезены мощи; но местные христиане не унывают и за неимением мощей почитают иконы святителей. Барский также приводит мнение, что дескать это новые святые, но признается, что не проверял (3).


barsky Оттуду иний монастир болший недалече обон пол потока отстоит, такожде под власть архиепископа належащий, нарицаемий Ο άγιος Ηρακλήδειος, и идохь тамо и гостихь дний три, и прият бихь от игумена и братии страннолюбно. Монастир убо оний есть именем знаменит и зданием лепь, и расположением пространен, имать же и виногради, и сади, и овцы, и поля, отнюдуже приобретающи користи, кормить обитающих и приходящих, и поплащаеть дани и всякий пакости Агаряновь. Никоего бо иного сице не озлобляют монастиря, яко того, ибо стоит на распутий, имущ окрест многий веси, такожде и от великого града Левкосии недалече, отнюдуже многи тамо бесурмани приходят, учреждения ради, и многажди бесчинством их стужають бедних иноков и игумена, иже тогда по случаю бист муж богобоящийся и смирен, и долготерпеливь.

Мон св Ираклидия Барский

Бяше же тогда иноков в обители оной шест или седм, отъ них два иеромонахи беху искуснии вь чтении же и пении церковном. Храм же тамо ест пространен и великолеп зданием, с двема круги каменними и главою изрядною, якоже зде на хартии изображенный ест; внутр же чисто каменними дсками послан и вапною новопобелен бяше. Имат врата два, от севера едини и от запада едини, и источник води, внутр монастира текущ.

Стоит на месте прохладном, от ветра, на едином низком холме, сухом и безъдревном, точию имат вне врат монастирских, иже суть три: от востока, севера и полудне, два вертограда, полна древа садовного; имат же и ини вертогради, но отстоящий далече. Окрест монастыря вся земля мягка и не имат камени тверда, точию от страни западней мало, вне стени монастира; такожде и от странни полуденной, недалече, вне монастира, на мягкой ниве, обретается камен тол велик зело, яко мнится бити холм, и многих к немалому подвизает удивлению, не мнится бо быти на оном месте самородень, но аки би отъинуду принесен, что ест невозможно. Ест в висоту вящше сажней десят, в широту же и долготу толикожде, неестествен же того ради зрится быти, понеже многими лети нива наполнися от тщания делателей мягкой земле, на ней же обретающийся оний камен не являет своего естественного корени, вогружения ради.

Известно же буди и се, яко монастир оний создан ест отъдревле, в княжество христианское, от Кипрских благочестивихь мужей, в имя святителя Христова Ираклидиа, бывшего иногда епископа в Кипре, в Тамасии стране, в ней она и обител стоить. Сут же тамо два храми, совокупно и неразделно стоящий, един новоздан, низкий, и другий висок, с главою. В ветхом убо обретаются три гроби каменны, наподобее кивотов иссеченни, от них же два от каменя проста, и третий от мрамора белого. Повествуют убо тамошний жители, по преданию, яко тамо бяху заключенни древними часи мощи святых триех епископов Тамасийских: Ираклидия, Мнасона и Иродиона, от них же в мраморном кивоте бяху мощи святого Ираклидия, в его же чест и монастир создася, в прочиихь же инних двох, обаче нине сут празни вси, и неизвестно, камо, в время многих браней и гонения христианского и пленения варварского, в кие же руки и в кую странну восхищенны быша; их же икони имущи христиане и до нине изображенни, должное им творят поклонение. Глаголют же, яко онии не сут ветхий святии, но новии и в последний времена явлшиися, о чесом не испитах совершенно.


Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747. Часть 2. СПб., 1886. С. 306-308

Место на карте

 

Координаты: 35.026400 33.244100 − монастырь св. Ираклидия

 

 

Комментарий

(1) Комплекс монастыря очень древний, неоднократно перестраивался. В монастыре стоит информационный щит о результатах исследований 2007-2013 гг., где на 9 планах показаны фазы строительства. Существующие церковные постройки стоят на фундаментах ранневизантийского времени. Несмотря на это, письменных источников о нем вплоть до XVIII в. очень мало. Нил, настоятель монастыря Махера, а затем епископ Тамассоса, пишет в начале XIII в. о некоем женском монастыре Богородицы Влахернитиссы, основанном св. Ираклидием в Тамассосе, но нет гарантии, что он имеет в виду именно его. В XVI–XVII в. есть косвенные свидетельства, а непосредственное описание обители – это собственно Барский. Среди косвенных свидетельств каких-то работ по возобновлению – сохранившиеся в монастыре иконы XVI–XVII вв. (Евангелист Иоанн, XVI в. – в мавзолее, Свв. Ираклидий и Иоанн Предтеча, 1588 г., полуразрушенные, того же художника). К XVI же веку, если не раньше, относится первый слой росписей в соборе и мавзолее. В 1611 г. были написаны иконы Иоанна Предтечи, Христа и Богородицы в иконостасе южного нефа. Кстати, со второй половины XVII в. до конца XVIII монастырь был серьезным художественным центром. Барский этого не знал, он написал только о том, что местные монахи искусны в церковном чтении и пении. Помимо этого, они писали для всего Кипра иконы, царские врата и распятия, работали над настенными росписями в монастыре Архангела Михаила Аналеонта (куда Барский пошел после Ираклидия), в монастыре Архангела Михаила в Монагри, в церкви святого Мины в Вавле, в церквях Псимолофу и Капедес, возможно, принимали участие в росписи храма Иоанна Богослова в Левкосии. Их имена: Иоанникий, Филофей, Филарет, Нектарий, Леонтий, Лаврентий, Досифей и другие.
Монастырский комплекс состоит из мартирия и базилики. Мартирий над еще более ранней римской гробницей датируется IV в., базилика – V-м. Она была трехнефной, под деревянной крышей. Южный неф сообщался с мартирием. Эти древние фундаменты были выявлены в 1963 г., но систематических раскопок в монастыре так и не случилось. Остатки колонн и капителей этой базилики оказались включены в столпы и капители более поздней базилики.
В VII в. старая базилика была разрушена, а VIII отстроена заново, причем колонны заменили на прямоугольные столпы. Эта вторая базилика, кажется, просуществовала до XIV–XV в. От нее сохранились фрагменты фресок XI в., они хранятся в музее в Никосии. Неизвестно, когда именно она была разрушена, но через какое-то время ее возвели вновь. В конце XIV или XV в. (то есть при поздних Лузиньянах) на руинах мартиря IV в. был построен квадратный в плане мавзолей, перекрытый куполом. Базилику перестроили в это время или позднее (в конце XV – в начале XVI в., то есть, возможно уже при венецианцах). Он меньших размеров и занимает южный неф нынешнего собора. По мнению Папагеоргиу, это была однонефная постройка, перекрытая стрельчатым сводом, она находится на месте центрального нефа древней базилики, в ней использованы древние столбы. Северный его неф был построен на руинах северного нефа базилики намного позже, вероятно, в конце XVII – начале XVIII в. Здесь историк ссылается на Барского, который заявляет, что в обители два храма, старый и новый (правда, на плане, который висит в монастыре, строительная история представлена иначе).
(2) Таким образом, Барский видел разновременный комплекс из кафоликона и мавзолея, с постройками, датирующимися XIV – XVII началом XVIII в. Рисунок Барского запечатлел облик монастыря до его полной перестройки в архиепископом Хрисанфом, определившей сегодняшний облик ансамбля. Согласно документам архиепископии, это произошло в 1773 г. По версии архимандрита Киприана, это произошло в 1775. В синодике монастыря также сохранилась пространная запись об этой масштабной реконструкции. В чем заключалась эта реконструкция, можно понять, сравнивая рисунок Барского с нынешним состоянием ансамбля. Именно тогда нартекс церкви, который на рисунке Барского открыт вовне одним лишь арочным проемом, стал открытой галереей, северная стена была прорезана одной аркой, а западная – тремя. Тогда же была возведена веранда перед кельями, в том виде, в каком она существует сегодня. Упомянутый Барским северный вход убрали, остался только главный – восточный. С тех пор монастырь процветал, вплоть до начала XIX в. Досталось ему и в 1821 г., когда греческий мир отвоевывал независимость у османов. В 1825 г. монахов было всего 12, а в середине века монашеская жизнь прекратилась, и помещения сдавали в аренду. Здания разрушались. С тех пор комплекс сильно обветшал, и только в 1963 г., как раз когда в обители провели исследования, она возобновилась как женская (Энциклопедия Полигноси, автор – Афанасий Папагеоргиу
(3) Двое точно древние. О священномученике Ираклидии см. Православную Энциклопедию, тут. Мнасон Кипрянин упоминяется в Деяниях апостолов (Деян. 21. 16). Про Иродиона не очень понятно. Есть такой апостол от 70-ти, но епископом он был в греческих Патрах.

 

Литература

Зыкова Н.В. Паломничество на Кипр православный (по стопам Василия Григоровича-Барского). Ларнака, издательство Русского православного образовательного центра, 2013. С. 142-147.

Лосева О.В. Ираклидия монастырь // Православная Энциклопедия

Энциклопедия Полигноси, автор – Афанасий Папагеоргиу

 

© Юлия Бузыкина