В городе Полис, что находится на северном побережье Кипра, мы бывали неоднократно. В первый раз просто погуляли, потом уже и с его историей познакомились, а также с достопримечательностями. Одной из них является местный Археологический музей. Запланировали его посетить в очередной приезд, но в тот раз не учли время работы и приехали в Полис, когда музей был закрыт. И вот, окончательно подготовившись, приехали уже в "правильное " время, когда ворота перед музеем были распахнуты, и сам он открыт. Вот так дружелюбно он нас встречал.
Да и погодка благоприятствовала. Не столько посещению музея, конечно, сколько получению более красивых фото его антуража. Отдыхающим в районе Полиса, да ещё в несезон, как раз проще посетить музей в плохую погоду, когда на пляж "не тянет".
Итак, заехали в ворота, что находятся несколько правее от показанного выше входа, оставили машину на достаточно просторной парковке перед музеем и, заплатив за вход по 2,5 евро с человека, прошли внутрь. Хотя нет, сначала познакомились с табличками. На одной из них показано время работы музея, а на второй размещена информация о его создании, судя по которой музей был открыт 20 мая 1996 года. Он был построен правительством Кипра при финансовой поддержке крупного кипрского бизнесмена Никоса Шаколаса (Σιακόλας Κ Νίκος). Его деятельность распространяется на многие сферы, но для примера скажем, что компании Никоса занимались строительством современных аэропортов Кипра в Ларнаке и Пафосе, которые сейчас продолжают находиться под его управлением.
А теперь про музей. Вот вход в него, где сразу за порогом нас встречает старая пушка, вернее только её ствол.
На первом снимке можно заметить, что вход отгорожен какими-то мешками. Видимо, это защита от потока воды, если вдруг пойдёт ливень − всё же мы были здесь в ноябре.
Для начала скажем пару слов о музее. Во-первых, почему он так называется? Здесь всё просто. Марион (Μάριον, ударение на "а") − это название древнего города-государства, который был основан на этом месте в IV веке до нашей эры. Несколько позже настал черёд царей Египта из династии Птолемеев. Птолемей I в 312 году до н. э. завоевал город и полностью его разрушил, а его сын − Птолемей II − заново отстроил. И назвал он новый город в честь своей жены Арсиноя (Ἀρσινόη).
В музее несколько залов, и первым делом попадаем в "зал керамики". Впрочем, это мы его так назвали − уж больно много её вокруг. Но и в других залах, надо сказать, её тоже много.
Давайте рассмотрим некоторые образцы поближе, например, стенд со статуэтками и их частями.
Наиболее нам понравившиеся покажем поближе.
Глаз, конечно, притягивают крупные формы, например, кувшины, вазы и скульптуры.
На последней фотографии мы видим глиняные погребальные скульптуры женщин, найденные непосредственно на территории современного Полиса (Мариона), которые относят к V - IV векам до н. э.
На табличке, расположенной рядом с ними, написано, что в то время Марион находился под большим культурным влиянием греческого искусства, особенно из района Аттики. Его влияние проявилось в женских погребальных фигурах. Черты их лиц выразительны и изображают суровость, спокойствие или печаль.
В следующем зале представлены тематические экспозиции старинных артефактов, собранные в различных поселениях неподалёку от Полиса.
Женский взгляд, конечно, заметит и золотые украшения, что пользовались популярностью в те давние века. А можно сравнить и со своими.
Погребальная тематика продолжается и в следующих экспонатах.
Например, на среднем фото показана известняковая надгробная стела (480 год до н. э.). Табличка рядом гласит, что на ней изображена сидящая молодая женщина по имени Маристела с птицей в левой руке. Она родом из Саламина, вышла замуж и умерла в Марионе. На следующем фото видим протому льва.
Прото́ма (др.-греч. προτομή — передняя часть тела, морда, голова) — изображение передней части тела животного или мифологического существа: быка, коня, оленя или сфинкса, грифона.
Скорее всего это лишь часть более крупного надгробного памятника. К подобным монументам относится и этот "лёвушка", датируемый VI веком до н. э.
Забавный оскал и прикус, не правда ли? :) Надпись рядом гласит, что "Тимокипрос, сын Тимокрета, построил это для своего брата Килликаса".
В центре последнего зала установлен наверное "главный" экспонат. Его показывают в реконструкции, как бы он мог выглядеть, если бы нашли все части, но и так смотрится внушительно.
Эту глиняную статую относят к концу VI - началу V века до н. э. Подробная информация о ней находится внизу. Давайте посмотрим на табличку, показав её крупным планом.
Вы можете сами дословно всё перевести, а мы лишь попробуем по-своему пояснить написанное.
Огромная мужская статуя высотой в три метра является одной из самых больших глиняных скульптур, когда-либо созданных на Кипре. Её фрагменты были найдены во время раскопок святилища в Полис-Маратери (восточная часть современного города), которое датировалось VI-IV веками до н. э. Святилище было полностью разрушено в 312 году до н. э. после смерти Александра Македонского, когда его полководцы Птолемей и Антигон боролись за власть над островом. Статуя находилась в храме, который скорее всего был посвящен Зевсу и Афродите. После разрушения храма статуя тоже сильно пострадала. Но, к счастью, на месте сожжённого храма остались многочисленные фрагменты, из которых её удалось по большей части воссоздать.
Изначально скульптура состояла из множества сегментов, соединённых в единое целое. Все они были сделаны из обожжённой глины. Многие полые фрагменты статуи изготавливались с применением гончарного круга. Верхняя часть статуи наиболее пострадала, вероятно при падении. Массивные широкие плечи имели в диаметре примерно 90 см. Чуть ниже расположены два полых барабана, установленных один на другой − это две части туловища. Части были скреплены кожаными ремнями, что проходили через отверстия, которые видны там. Следующая часть расположена в районе бёдер статуи. Складка на ней говорит о том, что это изображён фрагмент одежды, а именно короткая юбка, в соответствии с тогдашней египетской модой.
Руки и ноги статуи также в виде глиняных трубчатых фигур были вставлены в её тело через предусмотренные там отверстия. Пытливый взгляд заметит, что художник очень старательно изображал детали − показаны ноготь большого пальца и костяшки пальцев правой руки, а также многочисленные следы красной, черной и желтой краски на юбке.
Лицо статуи вылеплено с помощью формы, что позволило придать ему большую реалистичность. На сохранившейся части можно увидеть даже парик, а также часть церемониальной бороды, что встречалось в египетском искусстве того времени, о котором было известно и на Кипре. Непропорционально маленькая голова по сравнению с размерами туловища никого в те времена не смущала. Если вы заметили разный цвет глины на отдельных частях статуи, то скорее всего это "дело рук" уже современных реставраторов.
На этом осмотр музея завершаем и выходим к парковке перед музеем, где одиноко стоит наша машинка.
В заключение скажем, что раскопки в Полисе проводились командой из Принстонского университета с 1983 по 2007 год. Места раскопок помечены на карте, что выложена на его сайте. Посмотрим её.
Кроме того, для выставки «Город золота: гробница и храм в Древнем Кипре» (City of Gold: Tomb and Temple in Ancient Cyprus) было сделано красивое видео. Описание к нему можно перевести примерно так:
Этот виртуальный трехмерный обзор четырёх основных зданий, обнаруженных во время археологических раскопок Принстонского университета на Кипре, является частью выставки «Город золота» Принстонского художественного музея. Анимации были созданы аспирантами и студентами под руководством Джоанны Смит, преподавателя искусства и археологии, и Шимона Русинкевича, профессора компьютерных наук. Выставка знаменует завершение раскопок, производившихся более двадцати лет Принстонским отделом искусства и археологии в городе Полис, на месте которого находился древний город Марион и его преемник Арсиноя. В нём представлены 110 предметов, многие из которых никогда не выставлялись, в том числе скульптуры, архитектурные фрагменты, а также золотые и серебряные украшения. Предметы были предоставлены Кипрским департаментом древностей, Британским музеем и Лувром.