Простота и изысканность
В начале прошлого века воплощением древнерусского духа считались краснофонные новгородские иконы: они и правда очень выразительны, иногда до диковатости. Фон – яркая киноварь, фигуры – двухмерные с гипнотизирующим взглядом и полным пренебрежением к объему, пропорциям, ракурсам и тому подобным классицистическим глупостям. При этом по силе воздействия они явно не уступают утонченным шедеврам живописцев Константинополя. Если долго на них смотреть, вас может затянуть прямо в двухмерное пространство доски (когда готовишься к экзаменам целыми днями, и не такое может померещиться). Чтобы оценить их эффектность и почвенность в хорошем смысле этого слова, зайдите в Третьяковку или Русский музей, - кому куда ближе.
Но красные фоны встречаются не только на новгородских иконах XV века. Скорее всего, красные фоны – это вариант замены золотого фона, на который не у всех были средства. Вынужденная мера осмысливалась эстетически и даже символически, поэтому первые любители русских древностей не увидели в этом приеме простого следствия недостатка средств. Именно поэтому, кстати, образы на этих иконах отличаются не утонченностью, а скорее экспрессивностью и непосредственностью. Так или иначе, новгородцы были не одиноки в использовании этого приема, краснофонные росписи есть и в стенных росписях некоторых церквей Кипра. Эти памятники тоже нельзя назвать произведениями столичного уровня типа слоя XII века в скиту св. Неофита или в церкви Богородицы Аракиотиссы. Они гораздо проще, но подкупающе непосредственны.
Первый ансамбль росписей с красными фонами украшает стены маленькой деревенской церкви Пресвятой Богородицы в деревне Мутуллас. Здание церкви, как это принято на острове, запрятано в футляр и издалека напоминает то ли шале, то ли крытый амбар. Крыша покрыта черепицей. Кстати, до сих пор нет единого мнения, зачем так поступают. То ли это защита от снега, то ли цель – замаскировать церковь в случае межрелигиозных конфликтов. Первая версия, про снег, заключается в том, что зимой в горах выпадает много снега. Он такой сырой и тяжелый, что может раздавить крышу сложных очертаний. Это похоже на правду лишь отчасти: сложных перекрытий, типа крестово-купольных конструкций с пятью куполами в горах практически не строили. Если речь идет о маскировке, то зачем было возводить церковь, в частности, в Мутуллас, на хорошо просматривающейся вершине?
А если проблема в сводах, то в данном случае перекрытие деревянное, довольно крутое, как это часто бывает в местностях со снежной зимой. Церковь была построена и украшена росписями в 1280 году, позднее, видимо, в XV столетии, добавились композиции «Сретение» в интерьере и «Страшный суд» и «св. Георгий» на внешней (северной) стене храма: к ней пристроили дополнительное помещение и продлили скат крыши.
Сами по себе росписи исполнены на ярком киноварно-красном фоне, что вызывает четкие ассоциации с народной вышивкой и даже отчасти с русскими реалиями типа расписных прялок и коробов, какие делали на Русском Севере. И дело тут не в каких-то контактах, которых не было, а в том, что крестьяне примерно везде мыслят и чувствуют одинаково. Народная культура в принципе имеет склонность к ярким цветам. Красный ассоциируется со светом, также как золото, во все века и по всей земле простому человеку недоступное.
Роспись в храме, при полном отсутствии утонченности, уникальна по многих параметрам и заслуживает отдельного рассмотрения. Во-первых, это единственная точно датированная роспись XIII века на Кипре. Хотя киприоты любили подписывать свои произведения, от тринадцатого века примеров не дошло. Ктитора звали Иоанн Геракиотис: деревня и церковь тоже сначала называлась Геракиотис, а потом топоним почему-то изменился на Мутуллас. Его имя в надписи исправлено на «сын Мутулласа». Его жену звали Ирина. Строители изображены на жидком охристом фоне, в отличие от событий священной истории и святых, которые представлены на киновари. В руках они держат очень схематичное изображение храма.
Система росписи проста: в алтаре Служба святых отцов и Богоматерь Воплощение (с красным медальоном на груди, а в нем – воплотившийся Логос – младенец Христос) с поклоняющимися ей ангелами.
Ангелы держат в руках кадильницы. Иногда они изображаются с рипидами-опахалами (это богослужебная принадлежность, возникшая изначально из утилитарных целей: ими дьяконы, изображающие ангелов, отгоняли мух от святых даров). Композиция с Богородицей и служащими ей ангелами – это один из самых ранних вариантов алтарной декорации. Именно такая сцена представлена в мозаиках в конхе апсиды церкви Панагия Ангелоктиста в Кити.
Они датируются VII (седьмым!) веком, и Богоматерь там в надписи названа еще просто «святая Мария»: законность именования ее Богородицей была установлена чуть позже. Так вот, в Мутуллас ангелы тоже служат Богородице, но за нехваткой места их фигуры переданы не в полный рост, а по пояс. Фон именно этой композиции – бледно-голубой, в цвет небес. Это оттеняет красный фон медальона с Христом. А в принципе, голубые и бледно-зеленые фоны в храмовых росписях – это тоже не редкость. Самый лучший вариант – это когда удавалось добыть дорогой и невероятно красивый минеральный пигмент лазурит. Когда это не удавалось сделать, использовали органические аналоги и смеси, как в данном случае. Например, грамотно разведенная сажа давала светло-голубой оттенок… Под Богоматерью с ангелами представлена «Служба святых отцов»:
святые епископы, авторы литургических текстов со свитками в руках (с цитатами из этих текстов) как бы вечно исполняют службу, периодически включаясь и в реальное богослужение, которое проводит настоящий не нарисованный священник. Эта композиция достаточно традиционна, а набор святых отцов может варьироваться. Как правило, предпочтения оказывались соотечественникам. Например, двое из изображенных тут святителей родом с Кипра: Епифаний и Авксибий.
По сторонам от конхи апсиды изображено Благовещение: слева Богородица, справа Гавриил. Рядом с Марией изображен фонтан со змеями. Я таких больше нигде не видела.
На стенах в первом ярусе святые, выше – евангельские события. Их количество невелико, это продиктовано скромными размерами храма (Рождество и переписанное Сретение на южной стене, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим и Распятие на западной стене, Воскресение-Сошествие во ад и Успение Богоматери на северной).
В сцене «Рождество» задумавшийся Иосиф изображен присевшим на ослиное седло. Стилиану пишут, что такие используются в горах Кипра до сих пор. Нет оснований им не верить, так как в предисловии к книге о росписях кипрских церквей они пишут, что до многих памятников они добирались на ослике: дороги на тот момент были не везде. Рядом с алтарной частью из стены выступают два пилона, а на них представлены Христос (с юга, то есть справа) и Богоматерь (слева, то есть с севера).
Так бывает в больших церквях со сложной архитектурой. А здесь выступы в стене сооружены только для того, чтобы поместить их фигуры. Как в больших храмах… Всех святых перечислять, наверное, нет смысла. Укажу на св. Христофора: он изображен на южной стене верхом на коне. Надпись возле фигуры объясняет, зачем он здесь: «Моление раба Божия советника Христофора и его жены».
Чаще него верхом изображали только св. Георгия (на коне) и Маманта (на льве). Последний покровительствует уклоняющимся от выплат налогов, но об этом в другой раз. Конный Георгий тут тоже есть, на северной стене он поражает змия, который до пояса змий, а выше пояса – женщина.
Я упорно называю изображения росписями, потому что они исполнены в технике не фрески, а очень плотной клеевой живописи. Белильные капельки, изображающие жемчуга, настолько густые, что сохраняют объем (одежды и серьги св. Варвары, изображенной на западной стене, например).
Это видно невооруженным глазом, а вот трогать 1280-й год руками не стоит (когда студенты-искусствоведы бывают в Новгороде на практике, то их напутствуют: «Будете падать с лесов – не хватайтесь руками за фрески!». Здесь падать некуда, так что и вы не хватайтесь). Далеко не всегда и далеко не все писали по сырой штукатурке. Как считают исследователи, эти росписи очень близки по стилистике и художественному уровню к тому, что сохранилось в подземных церквях Каппадокии. Они в общем и целом схематичны, экспрессивны и известны обилием комментирующих надписей, что компенсирует недостаток выучки у художников.
Наш живописец также не мог похвастаться как мастерством во владении композицией или передачей пропорций человеческого тела. Его фигуры плоские, большеголовые, часто диспропорциональные, но, как ни удивительно, их это совершенно не портит и не отнимает выразительности. Застывшие взгляды на этих ликах без выражения обладают особой силой воздействия. Но то лирика. А то, что художник был превосходным колористом и виртуозно владел цветом (не только красным) – факт.
P.S. Некоторые краеведы утверждают, что старинная резная дверь, ведущая в храм из северного притвора, - едва ли не ровесница самой церкви.
Даже не знаю. Я видела дверь XII века в Спасе на Нередице, и она выглядела совсем плохо. Хотя, кто знает. Отсутствие дорог всегда способствует сохранению культурных и материальных ценностей.
Юлия Бузыкина
|