Cyprus Railway Museum (Evrychou Railway Station). Эвриху
На Кипре нет железных дорог. Это мы заучили после первого посещения Кипра в 2000 году. Но каково же было наше удивление, когда мы услышали, что здесь есть "Железнодорожный музей". Откуда? Пришлось срочно поисследовать тему, а потом и запланировать посетить его.
Для начала немного истории. Оказывается, что железная дорога на Кипре когда-то была. Она начала свою жизнь в 1905 году, когда была проложена первая колея от порта Фамагусты. К 1915-му году дорога насчитывала 39 станций, а протяженность пути составила 122 км. Последней остановкой была станция Эвриху (Evrykhou), где и расположилось здание современного музея. Взглянем на карту Кипра с нанесёнными на ней станциями. Специально "фонариком" подсветили дорогу, чтобы долго не искать.
Последний поезд отправился из Никосии в Фамагусту 31 декабря 1951 года. После этого дорога прекратила своё существование. Очень интересная статья про эту ЖД мне попалась в местной газете "Вестник Европы". Приведу небольшие дайджесты из неё. Начнём с того, как быстро ездилось по этой дороге.
Если в пути случались задержки, то в подавляющем большинстве случаев не по вине машиниста — просто очередное стадо коз или овец заполоняло железнодорожное полотно, пытаясь перебраться на другую сторону. И если строптивых животных не мог устрашить пронзительный гудок или клубы пара, выпускаемые паровозом, то приходилось останавливаться и ждать, пока стадо не освободит путь. Во время вынужденной остановки служащие поезда наводили чистоту, а пассажиры отправлялись играть в футбол с жителями расположенной рядом с железнодорожной насыпью деревни.
Про коз или овец − это в точку! Сами встречались с такими во время поездки на дамбу Kouris, что недалеко от Лимасола. Примерно так это выглядело.
Но вернёмся к теме разговора.
В качестве топлива использовался уголь, который поставлялся в доки Фамагусты из Великобритании. Поездка из Никосии в Фамагусту со всеми остановками занимала в среднем два часа и обходилась пассажирам в 3-6 пенсов. Путешественники часто жаловались на медлительность поезда — случалось так, что самые нетерпеливые пассажиры могли идти быстрым шагом рядом с вагонами, не отставая от них.
Ой как мне это напоминает поездку на машине с работы домой в Питере. Только ленивый пешеход не обгонит эту толпу машин, стоящую в пробке. Слов нет, как на Кипре в поезде в самом деле. Но продолжим...
Пассажирские поезда ходили дважды в сутки. Например, утренний поезд отправлялся из Фамагусты в 8.35 и прибывал в Никосию в 10.37. По воскресеньям вводился дополнительный поезд, на котором столичные жители отправлялись к пляжам Фамагусты. Во время проведения ежегодного Апельсинового фестиваля в Фамагусту из Никосии прибывал большой состав, украшенный апельсинами. Одной из главных проблем Кипрской железной дороги были, нет, не безбилетники, а… реки. Если летом они мелели или совсем пересыхали, то зимой, в сезон дождей, превращались в бушующие потоки, смывающие все на своем пути.
Киприоты в итоге отомстили рекам - они построили на них дамбы. Ну на самом деле не для этого, конечно, но рек на Кипре не стало... это если смотреть с точки зрения прибрежного жителя. В горах-то они текут. Я чего-то отвлекаюсь от темы...
Пик активности Кипрской железной дороги пришелся на годы Второй мировой войны. В то время она превратилась в главную артерию страны, по которой день и ночь из порта Фамагусты к аэродрому Никосии перевозились британские войска, техника и амуниция. После войны изношенная дорога нуждалась в реконструкции. Для ее обновления требовались значительные денежные вливания. Колониальные власти оказались перед выбором: вкладывать в реконструкцию железной дороги тысячи фунтов или закрывать ее. В начале 50-х правительство приняло решение о закрытии железной дороги, мотивируя это отсутствием необходимых средств на ее обновление. Последний поезд отправился из Никосии в Фамагусту 31 декабря 1951 года.
На этом история железнодорожного транспорта на Кипре и закончилась. А в 2003 году на конечной станции Эвриху решили открыть музей. Посмотрим её расположение на уже знакомой нам карте.
Эвриху находится недалеко от Галаты и Какопетрии, которые очень интересны сами по себе. Как раз после посещения этих деревень мы решили мимоходом заскочить ещё и к этому музею. Недалеко от въезда в деревню увидели вот такой указатель.
Не успели свернуть на дорогу, ведущую к нему, как нас жестами остановили местные жители. Оказалось, что дальше прокладывают какие-то трубы и проехать к музею не получится. Ну что такое один километр для нас, пешедралов? Оставили машину около ангара, который оказался цехом по производству оливкового масла. Про один из таких я уже рассказывал. Много их оказывается по Кипру разбросано. Сказав спасибо остановившим нас, пошли по дороге пешком. И действительно через несколько сотен метров путь нам преградила большая канава. Преодолев препятствие, мы вскоре приблизились к музею, расположившемуся в здании бывшей железнодорожной станции.
К сожалению, вход был закрыт. Видимо в несезон, да ещё когда и подъезд к нему отрезан, музей и не работает вовсе. Единственным экспонатом, выставленным напоказ, оказалась дрезина. Ну что ж, оставалось только заснять "для истории" понравившиеся объекты в виде дрезины и красного столбика.
Как вы думаете, что это за столбик? Кто не поленился кликнуть по фото, тот смог прочесть надпись POST OFFICE, то бишь это "обыкновенный" почтовый ящик.
Напоследок сделали небольшую фотосессию Лены, где она попыталась передать настроение измученного непосильным трудом оператора дрезины и весёлой Анны Карениной. Тебе это удалось - сказал я ей, ну а что подумал - неважно.
Ну вот и всё. Помахали шляпой музею в Evrychou, откланялись и поехали восвояси. Шляпа правда улетела...
|
|
Второе посещение музея
Прошло семь лет с того момента, как мы впервые посетили музей и написали о нём небольшой рассказ. Как-то раз, проезжая мимо Эвриху, вдруг подумали, а не свернуть ли нам сюда снова и посмотреть, что изменилось? Взяли и свернули.
Здание вокзала стояло на прежнем месте, а главное − дверь была открыта! Рядом висело расписание его работы. В общем музей стал действующим, причём ежедневно. Давайте пройдём внутрь.
При входе нас встретил "интерактивный" макет с картой Кипра, на которой обозначена железная дорога. Подобную мы показали в первой части рассказа. Но здесь у макета ещё есть кнопочки, понажимав на которые, можно заставить макет говорить (правда на английском языке) и подсвечивать весь путь или отдельные станции на нём. В общем для начала поигрались немножко.
Смотритель при входе задал нам направление осмотра, и мы двинулись внутрь. В каждом зале можно встретить ещё по "смотрителю", но не интерактивному.
На стенах развешаны интересные старые фотографии,
а также различные документы тех времём. Например, расписание поезда, билеты, почтовые марки.
Много ещё чего интересного нашли, но не будем загромождать рассказ. В фотоальбоме сможете побольше увидеть, а пока поднимемся на второй этаж. Отсюда открывается вид на павильон, которого в прошлый приезд ещё не было.
Решили спуститься и посмотреть, что там под навесом прячется. Здесь нашлась та самая дрезина, на которой Лена в прошлый раз "каталась", а ещё и вагон. Надо и с ним фотосессию устроить.
Это был почтовый вагон, внутрь которого можно пройти. Немного походили по нему, раз можно.
Письма заранее разложены по полочкам с названиями станций, чтобы потом не думать, что кому отдавать на остановке.
На этом и закончим наше повествование, бросим прощальный взгляд на музей. Всё оказалось на месте, даже "почтовый ящик". Если в первый приезд он стоял одиноко "в поле", то теперь − в окружении розовых кустов.
Вход в музей бесплатный, но смотритель всё же попросил при выходе оставить... нет, не денег, а запись в "книге посетителей", что мы с удовольствием и сделали.
Время работы музея
Ежедневно: 08:30 - 16:00
Фотоальбом
Посмотреть фотоальбом
GPS координаты музея. Место на карте
35.041550 32.894000 - железнодорожная станция в Evrychou
Посмотреть карту
Посмотреть карту
|