Церковь Архангела Михаила. Педулас. Кипр
Для нас эта церковь одна из самых любимых и многократно посещённых по многим причинам. Не знаем даже с чего начать. Давайте начнём с её значимости − она построена в XV веке и является одной из десяти церквей на Кипре, занесённых в список культурного наследия ЮНЕСКО. Действительно, очень красивая, очень необычная, и большинство старинных фресок в ней прекрасно сохранилось. Немаловажно то, что в отличие от других подобных церквей, эта всегда в дневное время открыта для посещения. Не надо нигде искать ключи, не надо спрашивать смотрителя, а можно ли здесь сфотографировать хотя бы одну фреску.
Большим плюсом церкви является и её расположение. Деревня Педулас сама по себе притягательна с экскурсионной точки зрения, поэтому своих друзей мы непременно сюда завозим... или советуем многим проложить маршрут путешествия через эту деревню. Впрочем, хватит "петь дифирамбы", пора приступить к делу. Для начала посмотрим на внешний облик церкви Архангела Михаила.
Сразу бросается в глаза необычность её формы − один скат крыши намного больше другого. Да и внешний вид не сильно похож на классический храм. Многие, конечно, знают, что почти все кипрские церкви из списка ЮНЕСКО имеют примерно такой вид... кроме "несимметричной" крыши, которая характерна только для Архангела Михаила в Педуласе.
На самом деле "длинная" крыша с западной стороны храма покрывает пространство, отделяющее внутреннюю церковь от внешней стены. Это один из характерных вариантов церквей на Кипре, которые называют "церквями под крышей". Внутреннее здание храма как бы прячется над ещё одним "защитным сооружением". Давайте зайдём внутрь и разглядим это пространство в западной её части, что на предыдущей фотографии находится справа.
Когда-то это пространство, вне основного здания церкви, во время религиозных обрядов предназначалось для женщин из-за малого размера "внутреннего" храма. Лена правильно "заняла позицию" на предшествующей фотографии.
На сайте Кипрской Организации по Туризму (CTO) выложен аудиотур по церкви Архангела Михаила, а также его текстовое описание, доступные для скачивания. Мы их приведём здесь.
А далее будем частично цитировать текст, сопровождая своими фотографиями и репликами.
Аудиотур (послушать, почитать или скачать): MP3 PDF
Прежде, чем начать детальное описание фресок, окинем взглядом внутреннее помещение церкви.
Фрески в церкви Архангела Михаила
Фрески этой церкви сохранились в сравнительно хорошем состоянии, не считая изображения Распятия на западном фронтоне и Вознесения на восточном. Роспись церкви была произведена в 1474 году, о чем говорит ктиторская надпись на западной стене храма. Расписывал ее художник Минас, из области Маратасас. Он известен еще и благодаря трем сохранившимся иконам, одна из которых находится в музее, а две других – в находящейся неподалеку церкви Честного Животворящего Креста Господня (Тимиос Ставрос стон Педула).
Итак, начиная с Рождества Богородицы, мы видим Святую Анну на ложе (в левой части фотографии). За ней ухаживают три девушки, одевающие её, а у изголовья кровати стоит Иоаким. Мы видим, что в руках у одной из девушек огромная ваза с двумя ручками, абсолютно не соответствующая своими размерами ни самой девушке, ни композиции в целом. Она свидетельствует о влиянии народного искусства.
Сразу переходим к Введению Богородицы во храм. Здесь мы можем заметить, что число еврейских девушек – не семь, а три из‐за недостатка места.
Далее следует Благовещение, изображение которого выходит за рамки византийской иконографии. Архангел здесь возвещает с помощью надписи, а Мария отвечает с помощью раскрытой книги, лежащей на аналое.
Затем мы видим Рождество и Сретение Господне. Сюжет изображения Рождества традиционен. Богородица поворачивает голову, чтобы встретить Волхвов. У нее радостное выражение лица, что не характерно для византийской живописи.
Кроме того, в Сретении мы видим, что художник сопровождает ореолами образы Иосифа и Пророка Захарии.
На нижней части южной стены изображены Святой Георгий Диасорит, Апостол Павел, Святой Мамант, Святая Параскева и Святой Онуфрий. Давайте рассмотрим их на общем плане вместе с уже перечисленными выше фресками.
Далее, на западной стене, мы видим Крещение, где хорошо обрисованное мягкими линиями тело Христа контрастирует с напряженными линиями каменистых берегов и одеяний. Кроме того, река Иордан отображена двумерно, и мы в очередной раз обращаем внимание на своеобразие художественной манеры художника, которую мы отмечаем и на других фресках. Святой Иоанн так же изображен с ореолом, как и один из ангелов.
Вход Господень в Иерусалим, изображенный ниже, с трудом различим, ибо был сильно поврежден дождевой водой.
Затем следует Предательство, где Христос отворачивается от Иуды, глядя в сторону Петра, находящегося слева внизу. Изображение воинов, которые схватили Христа, своеобразно, что, возможно, отвлекает наше внимание от основной идеи произведения. Их разноцветное облачение, ножи и мечи за поясом отсылают нас к крестоносцам. Очевидно, образы были созданы художником именно под этим влиянием. Однако их обувь является характерной для Византии.
Наконец, мы проходим к северной стене, в верхней части которой изображена сцена Плача, Воскрешение Христа и Успение Богородицы.
На первой фреске мы видим бездыханное тело Христа лежащим в мраморной гробнице, будто речь идет о месте его погребения. Впечатляет оформление гробницы масками и листьями, а также поза Богородицы, которую поддерживают за руки две подруги, стараясь утешить.
Далее следует Воскрешение, где Христос представлен в белоснежном одеянии, что является нехарактерной деталью. Каменистый фон, не имеющий ничего общего с Кипром, появляется вновь, как и на предыдущих фресках, о которых мы говорили, например, в изображении Крещения.
Последняя фреска христологического цикла – это Успение Богородицы. Необходимо отметить однотипное, жесткое выражение лиц присутствующих при таком грустном событии, а также местоположение Иоанна, склонившегося к ногам Богородицы, хотя обычно он изображается у ее груди. Петр с кадилом находится, согласно традиции, у изголовья, Павел – у ног Богородицы, при этом он держит кадило левой рукой. В глубине мы видим архитектурные элементы: окна с железными решетками, как в темницах. Возможно, художник желал выразить атмосферу общественной жизни на Кипре своего времени.
На нижней части северной стены, к западу от входа, изображены Святая Варвара, Святая Марина, Святая Кириаки, включающая в себя все дни недели, Святой Феодор Стратилат, Святой Димитрий и Апостол Петр.
Над северным входом изображены дарители – священник Василиос Хамадос, со своей супругой и двумя дочерьми, приносящие церковь в дар Архангелу Михаилу.
С восточной стороны от входа огромное изображение Архангела Михаила.
В алтаре, в восточной части северной стены, за иконостасом, находится изображение Жертвоприношения Авраама.
На восточном фронтоне церкви, над апсидой, мы видим то, что осталось от изображения Вознесения,
а в половине полусферы апсиды – Богоматерь Влахернскую, с младенцем Христом в перевязи. Копия этого изображения была создана 22 года спустя, уже другим художником в церкви Честного Животворящего Креста Господня ‐ Тимиос Ставрос ту Агиасмати. Под изображением Богородицы мы видим Святого Николая, Святого Епифания, Святого Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Святого Спиридона.
Итак, говоря в общем о фресках этой церкви, мы можем отметить такие элементы художественной манеры художника, как использование красного цвета и его оттенков и передача лиц и элементов пейзажа посредством ломанных геометрических линий. На фресках, на которых присутствует множество образов, несмотря на то, что не соблюдаются правильные пропорции человеческих фигур, лики представлены свободно, и сцены изображаются не стесненно, хотя, как мы ранее детально рассмотрели, не передается правильно объемность и трехмерность. Таким образом, и во всех фресках, и, в особенности, в изображениях Святых проявляется их художественная самобытность.
К сожалению, не все фрески, о которых шла речь в описании от CTO, были нами сфотографированы. Зато нашлись изображения, о которых не было сказано ни слова, поэтому пару слов добавим от себя.
На южной стене, напротив огромного изображения Архангела Михаила, находится не менее значительная по размерам роспись. На ней Георгий Победоносец скачет по морю на коне, везёт с собой освобождённого из плена мальчика.
Нельзя не отметить и роспись с изображением Святых Константина и Елены, расположенную на северной стороне от западного входа. Если выйти из внутреннего здания "под крышу", то на внешней стороне южной стены можно разглядеть образ Иисуса Христа.
Вместо эпилога
Подводя черту рассказу о церкви Архангела Михаила, скажем следующее. Храм расположен в очень живописной деревне Педулас, о которой у нас есть отдельный рассказ. В этой небольшой деревне, кроме "Архангела Михаила", есть ещё девять церквей. Очень советуем приехать сюда, чтобы потом просто побродить по уютным деревенским улочкам. Упоминания о некоторых фресках из церкви Архангела Михаила в Педуласе вошли в статьи искусствоведа Юлии Бузыкиной, опубликованные на сайте. В частности, про Архангела Михаила можно почитать в рассказе Ангелы Кипра. А образ святой Кириаки с изображением всех дней недели описан в рассказе Святая Неделя и судьбы античного искусства в Средневековье. Мало кто, прочитав этот рассказ, сейчас сможет сказать о какой фреске идёт речь, учитывая, что перед глазами прошёл их "калейдоскоп". Давайте покажем святую Кириаку в "гордом одиночестве".
Если ваши стопы направились в сторону монастыря Киккос, то заехать в Педулас не составит труда, поскольку он находится практически по дороге. Впрочем, об этом расскажем чуть позже, после просмотра фотоальбома.
Фотоальбом
Посмотреть фотоальбом
Как добраться
Со стороны Лимасола поднимаемся по трассе B8 по направлению к Троодосу, потом сворачиваем в сторону монастыря Киккос. Подробно это описано в рассказах о маршруте Лимасол − Троодос и маршруте Троодос − монастырь Киккос. От кольцевой развязки в районе деревни Prodromos едем по направлению к монастырю Киккос. Через 3,3 км будет первый съезд к деревне Pedoulas. Вот здесь и следует повернуть направо. Посмотрим оставшийся отрезок пути на карте Яндекса (Гугл почему-то вообще половину дорог в этой деревне не отображает). Поворот отмечен буквой "A".
Спускаемся в сторону деревни чуть менее километра и уже внутри деревни стараемся не пропустить поворот вправо под острым углом. Сворачиваем там и двигаемся по уже более узкой улочке 550 метров, пока не приблизимся к большой белой церкви, которая будет служить хорошим ориентиром. В принципе можно где-то здесь припарковать машину и пройтись дальше чуть менее 200 метров пешком. Но мы протискивались на машине дальше и останавливались на небольшой площадке слева от церкви Архангела Михаила (точка "B" на карте).
Церковь Архангела Михаила на карте Кипра. GPS координаты церкви
34.967700 32.831280 − место стоянки рядом с церковью
Посмотреть карту
Посмотреть карту
|