Монастырь Святого Иоанна Лампадиста (Лампадитиса). Калопанайотис. Кипр
В деревню Калопанайотис, о которой у нас есть отдельный рассказ, обычно едут, чтобы в первую очередь посетить самую известную её достопримечательность − монастырь св. Иоанна Лампадиста (ударение на "и"). Правда монастыря как такового здесь уже давно нет, но зато отлично сохранилась его старая церковь с уникальными росписями, благодаря которым она занесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Вот с ней сегодня поближе и познакомимся.
К территории монастыря можно подъехать на машине либо оставить её в деревне на парковке и прогуляться пешком. Поскольку церковь находится на противоположном от Калапанайотиса берегу реки Стерахос, в любом случае нужно будет пересечь мост. Вот и взглянем для начала на монастырь с "деревенского" берега реки, да и на этот мост заодно.
Так уж получилось, что впервые в Калопанайотис мы приехали второго января 2011 года. Первое января чаще всего не запоминается, год обычно начинается со второго. В конце рассказа опишем, как найти дорогу к монастырю. Навигатор привёз нас к заранее намеченной парковке недалеко от церкви. Правда в этот день и многие местные решили посетить его, так что пришлось немного поискать свободное местечко. Итак, входим на территорию монастыря.
А теперь несколько слов о монастыре. Начнём издалека, года так с 45-го от Рождества Христова. В этот год на Кипр прибыли два апостола, Павел и Варнава. Почему на Кипр? Ну так потому, что Варнава здесь родился. Они хотели добраться до Пафоса, который в то время являлся административным центром Кипра. Их стал сопровождать некий Ираклидий, сын местного жреца. В то время на Кипре поклонялись разным богам, в том числе, конечно, Афродите и Аполлону.
По пути к Пафосу апостолы убедили Ираклидия в том, что не дело поклоняться непонятным богам, а надо поверить в Христа. Юноша поверил, и апостолы рукоположили его в сан епископа Тамасоса − одного из тогдашних городов-государств. Но прежде всего Ираклидия надо было покрестить, что и было сделано Павлом в речке Сетрахос (Setrahos - Σέτραχος), протекающей в Калопанайотисе неподалёку от сегодняшнего монастыря. Ну раз уж речь зашла об этом, то покажем несколько фотографий с места крещения Ираклидия.
Мы начали говорить об Ираклидии, но почему тогда монастырь носит другое имя? Пришло время рассказать и про Иоанна. Постараемся вкратце.
На дворе был уже XII век. В семье священника из деревни Лампада рос сын Иоанн. Когда ему было около двадцати, родители присмотрели ему невесту, но у юноши были другие планы. Иоанн твёрдо решил стать монахом, что очень не понравилось семье невесты. Настолько не понравилось, что они решили его отравить. Иоанн чудом выжил, но при этом ослеп. Правда это не помешало ему стать монахом и поселиться в близлежащем монастыре, основанном в честь упомянутого мною выше Ираклидия. Но прожил он там недолго и умер в возрасте 22 лет. Вряд ли бы мы сейчас о нём что-то знали, если бы не людская молва, донёсшая до нас через века рассказы о чудесных исцелениях, которые происходили даже после его смерти. Я не буду подробно на них останавливаться. Желающие могут почитать об этом, например, здесь или здесь. Иоанна возвели в ранг святых, а позже и монастырь был переименован уже в его честь, и до сих пор носит имя святого Иоанна Лампадиста.
Точную дату основания монастыря теперь уже никто не вспомнит, но известно, что монастырь был основан вокруг уже существовавших здесь церквей, что были построены в XI-XII веках. О них расскажем чуть позже. Основание монастыря относят к XV веку. В середине XIX века, как и для многих других монастырей Кипра, для обители Иоанна Лампадиста наступил период упадка. Одна из келий использовалась как помещение для сельской школы, остальные были и вовсе заброшены. В 1985 году обитель была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО, и она некоторое время функционировала лишь как музей. Только совсем недавно монашеская братия вновь заселилась в восстановленные кельи. Во время нашего первого приезда обитель охранял суровый монах. Почему суровый? Да потому, что не разрешил нам снимать не только внутри церкви, но и при входе. Но сам-то он не ушёл от нашего фотовзгляда.
К счастью, были и последующие посещения этого монастыря, когда никто уже не запрещал фотографировать. Мы знаем негласное правило − снимать старые фрески надо не включая вспышку, которого и придерживались. Некоторые фото покажем в рассказе, а большую часть вы сможете посмотреть в нашем фотоальбоме ниже.
|
Сохранившаяся сегодня группа зданий на этой территории является результатом строительства и реконструкции разных периодов. Здание церкви кажется сейчас монолитным, но на самом деле это три "сросшиеся" отдельные строения. Вход в них расположен с южной стороны, то есть снизу, если смотреть на план здания.
Первой (в XI веке) была построена церковь, посвящённая уже известному нам Ираклидию. Она состоит из нескольких залов, что помечены цифрой "1".
Чуть позже (в XII веке) к северу от неё пристроили ещё одну церковь и нарекли её в честь Иоанна Лампадиста ("2").
Самая последняя "пристройка" ("3") называется "Латинской часовней", которую потом стали называть "часовней Акафиста".
|
Итак, первая от входа − это крестово‐купольная церковь Иоанна Лампадиста. Как и многие другие кипрские храмы XI‐XII веков, она имеет четыре опоры с арками, на которые опирается купол (обозначен цифрой "5" на предыдущем фото). Арки разделяют здание на три пространства. Давайте посмотрим на общий вид центральной части.
Если встать посередине и поднять голову, то как раз и увидим купол церкви, в барабане которого изображен Вседержитель. Под ним виден Престол уготовленный (символ Второго Пришествия), а над ним - Серафим. По бокам находятся восемь молящихся ангелов, стремящихся к Престолу уготовленному. В пространстве между окон, то есть в барабане купола, изображены двенадцать пророков, по три на каждой фреске. На четырёх парусах изображены Евангелисты, по одному на каждом: Матфей, Марк, Лука и Иоанн.
Если немного опустить голову, то перед нами предстанет алтарная часть церкви, в апсиде которой изображена Богородица с Христом в медальоне на груди, в окружении Архангелов Гавриила и Михаила.
На колоннах также можно найти росписи. Например, на северной стороне юго‐западной колонны мы видим Святую Марину и Святую Кириаки, олицетворяющих день Пасхи, то есть Воскресение. С западной стороны этой колонны изображена Богородица Путеводительница. По словам искусствоведов в этих фресках можно заметить детали, характерные и для искусства эпохи Комнинов, и для народной традиции. Краски используются ярких цветов.
Позже мы специально приезжали сюда, чтобы отыскать и заснять изображения св. Мамаса и архангела Михаила. Это нужно было нашему искусствоведу Юлии Бузыкиной для её рассказов о святом Маманте (Мамасе) и воинах Кипра. Их росписи также находятся в этой церкви. Обычно Мамаса изображают верхом на льве, но здесь тот редкий случай, когда он стоит "спешившись".
За церковью св. Ираклидия над могилой св. Иоанна Лампадиста была пристроена ещё одна церковь, наречённая в его честь. В отличие от первой, здание не имело колонн и купола, поэтому ему меньше повезло. Первоначальная постройка со временем разрушилась и была восстановлена только в 1731 году. Видимо поэтому её стены ещё не "успели" расписать. Покажем сначала вид на иконостас в этой церкви, а на следующем фото (что сделано уже из Латинской часовни "поперёк") немного видно пространство этой церкви, посередине которой на среднем плане лежит ковёр.
Переместимся теперь дальше, в Латинскую часовню (часовню Акафиста).
Ака́фист (греч. Ο Ακάθιστος Ύμνος, также неседа́лен, неседа́льная песнь, то есть «песнь, которую поют, не садясь, стоя») — жанр православной церковной гимнографии, представляющий собой хвалебно-благодарственное пение, посвящённое Господу Богу, Богородице, ангелу или (чаще всего) тому или иному святому.
Церковь была построена в XV веке для латинян (католиков). Это самое тёмное помещение среди трёх, со скромным освещением, поэтому качество фотографий не ахти, но что-то получалось потом и "подвытянуть". На первой покажем общий план, а про вторую ниже немного поясним.
Росписи здесь несколько отличаются от тех, что привычно видеть в кипрских церквях. Художественная манера, в которой выполнены фрески, основывается на итальянской технике ΧV века, и видны попытки передать объём. Опять же, если поднять голову, то обнаружим двенадцать Апостолов в четырех фрагментах, между которыми "витают" серафимы. На внутренней стороне свода, разделяющего арку надвое, изображены Святые в медальонах.
Вверху на восточной стене изображено "Гостеприимство Авраама" (или "Явление трёх ангелов Аврааму"). Эта фреска представляет собой византийский аналог Святой Троицы. Ниже − "Богородица на Престоле". Покажем сначала общий вид, а потом и Богородицу поближе.
Впрочем, не будем здесь конкурировать с замечательным рассказом о Латинской часовне, который написала Юлия Бузыкина. Расскажем теперь немного о другом.
Между часовней Иоанна Лампадиста и Латинской часовней в специальной нише помещены мощи св. Иоанна Лампадиста. Русский монах и путешественник Василий Григорович-Барский, который побывал здесь в 1735 году, в своих записках писал, что поклонился этим мощам. Об этом он оставил память не только в записках, но и на стене храма, типа "здесь был Вася". А мы ещё других туристов ругаем, что царапают где ни попадя порой свои "автографы"! Но в данном случае эта сохранившаяся "Васина" надпись стала исторической. Теперь попробуй пойми, то ли мощи сейчас поставили рядом с автографом Барского, то ли они и в его времена здесь находились, и он расписался рядом. Пусть искусствоведы разбираются, а мы просто посмотрим фото мощей вкупе с надписью Барского.
Все три церкви сейчас находятся под общей крышей, которая нависает ещё и над общим пространством, что называется нартекс. В нём, по внешней стороне церквей также сохранились старинные фрески. Давайте переместимся теперь сюда и посмотрим для начала общие виды.
На южной стене над входом изображены Три Отрока в Пещи Огненной, а справа Даниил в яме со львами. Из надписи над южными вратами можно понять, что художник был родом из Константинополя.
Если отойти в противоположный конец нартекса, то в нижней части восточной стены по левую сторону от двери найдём изображения Святых, среди которых Святой Христофор, несущий младенца Христа на своем плече. Справа изображены Святые Константин и Елена, держащие Крест, рядом с которыми стоят Святые воины Меркурий и Никита.
Более подробное описание церквей и фресок в них можно почитать или послушать, скачав аудиотур, подготовленный Кипрской Организацией по Туризму (CTO).
Аудиотур (послушать, почитать или скачать): MP3, PDF
Мы не ставили перед собой задачу "переснять" все имеющиеся в храме фрески − их здесь очень много, да и вам не так интересно будет его посещать. Переместимся теперь во внутренний двор монастыря.
Вдали виден южный вход, который когда-то был единственным. Слева от него располагалась монастырская пекарня. В других помещениях, что находятся по периметру монастыря, располагались кельи, подсобные помещения и пресс для получения оливкового масла. В одном из этих строений сейчас расположен очень интересный музей, в котором собраны иконы, начиная с XIII века. Они ничем не закрыты и не застеклены, даже можно "потрогать руками". Правда вход в музей платный, но сумма символическая.
Напоследок бросим прощальный взгляд на территорию монастыря и отправимся гулять дальше по деревне Калопанайотис.
Фотоальбом
Посмотреть фотоальбом
Как добраться
Со стороны Лимасола поднимаемся по трассе B8 по направлению к Троодосу, потом сворачиваем в сторону монастыря Киккос. Подробно это описано в рассказах о маршруте Лимасол − Троодос и маршруте Троодос − монастырь Киккос. От кольцевой развязки в районе деревни Prodromos едем по направлению к монастырю Киккос. Через 3,3 км будет первый съезд к деревне Pedoulas. Вот здесь и следует повернуть направо.
Спускаемся примерно 600 метров и попадаем на дорогу, что поведёт нас по верху Педуласа в сторону деревень Мутуллас и Калопанайотис. От этой точки до места парковки в Калопанайотис нужно будет проехать около 7 км. Если вы не любите ездить на машине по узким улочкам, то можете оставить её, например, на деревенской парковке, обозначенной на карте как "парковка 1". Далее можно совершить пешую прогулку к монастырю. Если планируете добраться до места на машине, то после парковки не спешите. Поворот к монастырю будет через 250 метров, но его легко пропустить. На повороте неширокая дорога уходит вниз в деревню назад под острым углом, поэтому не сразу заметна с основной дороги, как и указатель к монастырю. Повернув направо и сделав полукилометровую петлю, дорога нас выведет к мосту. Сразу за мостом, чуть левее остановим машину практически у входа в монастырь.
Поскольку дорога в деревне перед мостом с односторонним движением, то выбираться придётся несколько иным путём. После моста поворачиваем направо и двигаемся около километра по улице, которая в итоге нас снова выведет на основное шоссе, но уже в конце Калопанайотиса.
Время для посещения
Октябрь - Февраль: Вторник - Суббота: 10:00 - 15:30, Воскресенье: 11:00 - 15:30, Март , Апрель, Май , Сентябрь: Вторник - Суббота : 09:30 - 17:00, Воскресенье: 11:00 - 17:00 Июнь - Август : Вторник - Суббота: 09:00 - 13:00, 15:00 - 19:00, Воскресенье: 11:00 - 13:00, 15:00 - 19:00
GPS координаты монастыря св. Иоанна Лампадиста. Место на карте
34.990300 32.826500 − парковка 1 34.991100 32.828100 − поворот к монастырю 34.992300 32.829900 − стоянка для машин около монастыря 34.995500 32.827150 − парковка 2
Почитайте также рассказ о росписях Латинской капеллы монастыря, написанный специально для нашего сайта искусствоведом Юлией Бузыкиной:
Между Востоком и Западом. Росписи Латинской капеллы в монастыре Иоанна Лампадиста
|
Комментарии
Прекрасные фото, Павел!!! Спасибо!
RSS лента комментариев этой записи