Церковь святых Варнавы и Иллариона. Деревня Перистерона. Кипр
Деревня Перистерона находится всего лишь в нескольких километрах от деревни Менико, куда направляются многие паломники, чтобы посетить церковь святых Киприана и Иустины. Но почему-то редко кто потом заглядывает в Перистерону, а зря. Здесь находится один из самых старых храмов на Кипре − церковь св. Варнавы и Иллариона.
Каемся, что мы так тоже порой делали, проезжая Перистерону мимо. Даже когда останавливались в ней, попадали в часы, когда храм был закрыт. Но однажды всё же рассчитали так, чтобы застать церковь в "рабочее время" и поближе познакомиться с ней. Для начала покажем эту пятикупольную "громадину" поближе.
Говорят, что внешне она напоминает другую не менее старую церковь св. Параскевы, что находится на окраине Пафоса в Героскипу. Их объединяет то, что они обе пятикупольные и обе древние. Но если в Пафосе церковь достаточно "камерная", то эта значительно крупнее в размерах. Давайте ещё разок взглянем на неё с другого ракурса.
Основная часть "современного" здания церкви было построена примерно в 1100 году на руинах ещё более древней церкви, что датируется примерно VIII-IX веками (!). Например, северная часть стены сохранилась ещё от той первоначальной церкви и включена в западную стену существующего храма. Где ещё такую отыщешь на Кипре? Только отдельные части были добавлены позднее. Например, нартекс был пристроен в XII веке, а колокольня уже совсем молодая − девятнадцатого века рождения. Последний значительный ремонт был проведён в храме в 2005 году.
Здание представляет собой трёхнефную конструкцию. Нефы (пространства храма) разделены арочными проёмами. Над центральным расположены три купола, и ещё по одному − над боковыми. Давайте теперь зайдём в храм и рассмотрим его устройство изнутри. Вот вид с центрального нефа, откуда хорошо видны арочные проёмы, разделяющие его от боковых.
Поднимем голову и рассмотрим купола главного нефа.
Теперь приблизимся к резному иконостасу. Он уже более "современный", чем сама церковь. Покажем сначала общий вид на "центральный" иконостас, что расположен в главном нефе. Слева и справа от него (то есть в северном и южном нефах) иконостас тоже присутствует. Можно считать, что он просто разделён на три части.
А теперь рассмотрим его поближе. Вот один из фрагментов верхнего яруса иконостаса.
А здесь фрагменты нижнего яруса, где расположена икона Богородицы с Христом и Царские Врата.
Отдельного внимания заслуживают древние росписи. Когда-то они покрывали все стены храма, но сегодня их осталось совсем немного, к сожалению. Одна из самых древних даже прикрыта прозрачным материалом, чтобы сделать её "неприкасаемой". Речь идёт о фреске Богородицы с Младенцем (Панагия Врефократуса), что находится на столпе между центральным и северным нефом, то есть слева от "центра".
Посмотрим и на другие сохранившиеся фрески. Первая из них тоже очень старая (примерно XV-XVI век), на которой изображён Христос на троне. Да и вторая явно не современная.
Встретилась ещё часть сохранившейся фрески, где отчётливо проглядывается какая-то надпись. Решили её "расшифровать" с помощью нашего искусствоведа Юлии Бузыкиной, которая хорошо знает греческий. Думали пяти минут дело. Вот об этой фреске речь.
Оказалось, что всё не в простоте. Юлии пришлось привлечь в помощь знакомого греческого археолога Софию Акривопулу. Вот, что они нам рассказали.
Первая строчка. Отсутствуют примерно 6 букв (некоторые могут быть диграфами, то есть слитным написанием двух букв). Получается что-то непонятное и буквы ΚΕ. Вероятно, это окончание глагола (например, ΚΟΙΜΗΘΗΚΕ - почил).Транскрипция надписи:
_ _ _ _ _ _ _ ΚΕ Κ[ΑΙ] ΑΝΑΠΑΥΣΣΟΝ ΤΗΝ ΨΥΧΗΝ ΤΟΥ ΔΟΥΛΟΥ ΣΟΥ ΣΟΛΟΜΟΥ ΑΕΡΕΟ ΚΕΠΗΟΙΚΑ ΡΙΣΑΤ.
Надпись, возможно, ктиторская. Она призывает молиться за некоего умершего Соломона. Три последних слова составляют проблему, потому что в буквах ΑΕΡΕΟ (по идее, это могла бы быть дата, но что-то не расшифровывается) не угадывается никакого слова или их совокупности, ΚΕΠΟΙΗΚΑ читается с трудом, потому что ΟΙ написано очень маленькими буковками прямо над Η. Последнее слово тоже непонятное, возможно, это имя художника, возможно, сокращение (то есть написано не полностью), в конце вроде бы точка. Буквы, в прочтении которых нет уверенности, подчеркнуты одной чертой (см. выше).
Слово ΚΕΠΟΙΗΚΑ может быть идиоматической формой глагола ποιώ (делаю, создаю, от этого корня слово "поэт"), который относится к художнику, исполнившему живопись. Возможно, следует читать как ΚΕ (ΚΑΙ) ΠΟΙΗΚΑ (и сделал)
Слово ΑΝΑΠΑΥΣΣΟΝ написано с ошибкой, с двумя сигмами (ΣΣ), орфографические ошибки в подобных надписях встречаются довольно часто.
Итак, изображение, под которым находится эта надпись, было сделано в память о рабе Божием Соломоне.
Целое исследование провели! А нам-то казалось, что просто по-гречески написано.
Теперь давайте пару слов замолвим о святых, именами которых назван храм.
Святые Варнава и Иларион
Многие знают, что на Кипре родился апостол Варнава. Потом вновь приезжал сюда с апостолом Павлом, здесь же и был похоронен. Об этом можно подробнее почитать в рассказе о монастыре апостола Варнавы, что находится на турецкой территории Кипра.
Только в данном случае речь не о нём, а совсем о другом человеке, вернее двух. Варнава и Иларион (по-православному пишется с одним "л") родились в V веке в Каппадокии (территория современной Турции). Исправно служили в царской армии, удостаивались наград, но затем решили отказаться от мирского бытия и удалиться в уединённое место, чтобы вести аскетическую жизнь. Далее идёт пробел в их истории − не совсем понятно почему их причислили к лику святых, но, видимо, были причины. Можно также только догадываться, почему они умерли в одно время. Согласно преданию по завещанию преподобных гроб с их телами был брошен в море. Через некоторое время он пристал к северному побережью Кипра, где его обнаружил один из жителей города Соли по имени Леонтий. Он не знал сначала как с этой находкой поступить, но явившиеся ему во сне святые указали, что их мощи надо перенести в район деревни Перистерона. Позже, благодаря этим мощам, здесь происходили множественные исцеления, ну а потом было решено возвести в этом месте церковь, которую назвали в честь Варнавы и Илариона.
Вот такое предание. Кстати, мощи святых и сейчас находятся в храме и их можно лицезреть. Память святых отмечается 21 октября.
Наш рассказ о церкви подходит к концу и наверно пора дальше двигаться по намеченному маршруту. "Пора!" − как бы вторит нам Богородица с иконы и "приглашает" ознакомиться с временем, когда церковь открыта для посещения.
Пришлось подчиниться и уйти восвояси. Но не сразу − немного ещё погуляли по самой деревне. Ниже на первом фото справа виден трехарочный мост, выстроенный из песчанника. Он переброшен через русло реки Серрахис (Σερράχης) и соединяет части деревни, раскинувшейся по обеим её берегам.
Рядом с православным храмом находится мечеть. Сейчас она уже не действует, но подсказывает о том, что были времена, когда в Перистероне греко-киприоты и турко-киприоты жили вместе, и никто никому не мешал.
Кстати, Перистерона по кипрским меркам очень большая деревня − в настоящее время здесь проживает примерно 2200 человек. Название Περιστερώνα происходит от греческого слова περιστέρι (перистери), что переводится как "голубь". В общем "деревня Голубкино" по-нашему. "Да, да правильно!" − поддакивали голуби, глядя нам вслед с купола храма св. Варнавы и Илариона.
Фотоальбом
Посмотреть фотоальбом
Как добраться
Деревня Перистерона находится рядом с трассой B9, ведущей от Никосии в сторону Троодоса. Для жителей восточных районов (Протарас, Айя Напа, Ларнака) поездка в Троодос возможна несколькими путями, один из которых как раз пролегает по этой трассе. Если добираться с западной стороны (Лимасол, Пафос), то надо двигаться в сторону деревни Какопетрия и просто направиться дальше в сторону Никосии. В любом случае Перистерону вы будете проезжать. Давайте просто посмотрим её расположение на карте.
Церковь св. Варнавы и Илариона на карте Кипра. GPS координаты храма
35.130500 33.080400 − место остановки рядом с церковью
|