Церковь (Исихастирий) преподобного Серафима Саровского на Кипре
На Кипре очень много церквей. Начиная с самых древних, которые являются центром притяжения паломников и обычных туристов, заканчивая "новоделами". Часто новые церкви строятся на месте когда-то существовавших, но разрушившихся со временем. Иногда строят совсем новые, поскольку города Кипра имеют тенденцию к своему расширению. Но среди новых церквей бывают и исключения. Об этом наш сегодняшний рассказ.
Подобные места для посещения мы часто находим в вопросах, которые нам задают. "А вы были там-то?" − наиболее типичный из них. Да, где-то мы уже были, просто не успели об этом рассказать. А что-то и нам в новинку. В последнем случае записываем это место в "блокнот", потом смотрим, чем оно интересно и стараемся по возможности там побывать. Когда нас первый раз спросили о строящемся храме, причём где-то "на отшибе" Кипра, не придали этому особого значения. Ну мало ли строек сейчас на острове. Когда об этом же спросили совсем другие люди, то пришлось задуматься и поизучать вопрос более внимательно. Оказалось, что строит церковь наш соотечественник, русский иконописец Амвросий Горелов. Храм посвящён опять же русскому святому − Серафиму Саровскому, очень почитаемому у нас. В итоге мы туда съездили. Дальнейшие подробности приведём по ходу рассказа, а пока немного о дороге.
После поворота с трассы дорога повела в сторону живописного холма. Впоследствии узнали, что здесь находятся заброшенные медные шахты. Правее холма проглядывалось северное побережье Кипра − залив Морфу, находящийся в турецкой части острова. Мартовский денёк выдался отличным на погоду, поэтому просто не могли не остановиться, чтобы запечатлеть красивый ландшафт.
Далее дорога привела к машине с военным патрулём, перегородившим дальнейшее продвижение по ней. Но навигатор вовремя предложил повернуть налево, как раз перед патрульной машиной, что мы и сделали. Менее чем через километр уже достигли точки назначения − небольшой поляны перед забором, за которым была видна строительная площадка и здание недостроенной церкви.
Ворота оказались заперты, но поблизости нашлась небольшая калитка, через которую мы и проникли на территорию. Дело было в субботу, то есть в выходной день, поэтому стройка пустовала. Церковь была закрыта, как и домик, находящийся неподалёку от неё, где, как мы представляли, мог жить "куратор" этой стройки − отец Амвросий. Видимо не повезло на этот раз, надо было всё-таки заранее позвонить, чтобы договориться о визите − подумалось тогда. Но делать было нечего, просто обошли вокруг строящегося храма, сохранив на картах памяти фотоаппаратов очередные сотни мегабайт фотографий.
Почти уже собрались уходить, как заметили, что к обратной стороне дома подъехал автомобиль, а уже через несколько минут к нам из дома вышел отец Амвросий. Выдвинувшись навстречу, представившись, показав свои верительные грамоты рассказав кто мы, и что мы, и откуда про строящийся храм узнали, в ответ услышали: "А что же вы мне не позвонили заранее?". В общем диалог у нас завязался.
Отец Амвросий
Что мы знали про него до поездки? Да совсем мало. Нам говорили, что батюшка сам родом из России и строит здесь "русский" храм. И то, что отец Амвросий ещё и иконописец. По нашим понятиям это что-то сродни космонавту − такая же редкая, в нашем представлении, на сегодня профессия. Собственно и всё. Дополнительные сведения получили уже потом, почитав интервью с ним. Если вкратце, то архимандрит Амвросий приехал на Кипр в 2002 году по приглашению настоятеля монастыря св. Георгия Мавровуни отца Симеона, который тоже является иконописцем. Вместе они расписывали монастырский храм. Дальше − больше. Поступили новые предложения, и, в итоге, о. Амвросий решил поселиться на Кипре. Потом пришло приглашение возглавить строительство нового храма и впоследствии расписать его, что о. Амвросий также принял. А то, что церковь (и не только, но об этом позже) будет носить имя русского святого Серафима Саровского - здесь тоже есть невольная заслуга отца Амвросия. Он когда-то мечтал освятить новый домовой храм в честь преподобного Серафима. Но когда митрополит сам предложил освятить храм в честь Серафима, то это означало, что отказаться уже невозможно.
Церковь Серафима Саровского
После взаимного приветствия мы вошли внутрь недостроенного тогда ещё здания храма. Нет, в основном оно уже было построено и уже выполняло свою прямую "роль". Пока мы беседовали с отцом Амвросием, сюда приехали несколько местных прихожан. Прервали беседу с батюшкой, чтобы вновь прибывшие тоже не чувствовали себя в стороне. А пока пошли самостоятельно рассматривать убранство храма. Здесь сразу обнаружился макет церкви, какой она в итоге должна быть. Если вы приедете, когда церковь уже будет полностью построена, то, возможно, и не увидите его. В тот момент мы могли сравнить, чего ещё не хватало. Например, ещё не было купола над церковью и пристроенной колокольни, которая видна на макете. Место для купола временно было перекрыто щитом.
Далее перешли к осмотру убранства храма. Пусть оно не очень богатое, но очень примечательное. Позже мы поясним о чём речь, а пока посмотрим.
На фотографиях во втором ряду мы можем видеть иконы, созданные самим отцом Амвросием. На первых двух изображён Серафим Саровский, а на последней − Паисий Святогорец, почитаемый сейчас и в России, и на Кипре.
Старец Паисий Святогорец канонизирован в лике преподобных 13 января 2015 года.
Позже, когда отец Амвросий закончил беседу с прихожанами и вновь вернулся к нам, то пояснил, что средняя икона ещё не дописана. На ней можно увидеть "белые пятна", если приглядеться. Дальнейшая беседа коснулась таких специальных тем, как технологии строительства храма. Я всё же больше "технарь" и не мог не заметить такие нюансы. Отец Амвросий с удовольствием поддержал тему. Да, говорит, сегодня на Кипре новые храмы строят как и домá − из железобетона. Так и дешевле, и быстрее. Этот же храм возводится по старинным технологиям, то есть полностью из камня, скреплённого раствором. Да ладно бы просто стены сложить, как из кирпичиков. Но и сложнейшие своды, чтобы было "как раньше".
На наших фотографиях вы уже могли заметить именно каменные своды, а не оштукатуренный бетон. Давайте ещё взглянем на светильник, и каменные узоры над ним.
Удивительно, что подобная техника строительства в наш век ещё жива, а главное есть мастера, которые могут воплотить это в жизнь. Да, мы нашли таких мастеров − сказал о. Амвросий. Они из Албании. На наш недоумённый взгляд (типа в Албании совсем не христианство вроде как в почёте) о. Амвросий ответил просто − хорошие мастера. Тут возразить нечего. Кстати, строящийся храм в монастыре Мавровуни тоже возводится по подобной технологии.
Для себя решили, что по возможности в следующие приезды на Кипр обязательно посетим ещё не раз это место, чтобы встретиться с отцом Амвросием и посмотреть, как продвигается стройка. Кстати, одну из "верительных грамот" мы получили от Олега Самарина, который не только постоянно следит за новинками нашего сайта, но и помогает избавиться от некоторых ляпов, которые неизбежны по большому счёту. Так вот он как раз ведёт сайт, посвящённый этому храму. На сайте есть рубрика этапов строительства. То есть можно посмотреть, что изменилось с момента вашего последнего посещения. Например, мы обнаружили, что уже установлен барабан и ведутся подготовительные работы для возведения купола. Фотолетопись строительства можно посмотреть здесь.
Не только храм, но и...
Церковь − это только часть, хотя наверное самая важная, для будущего предназначения этого места. Планируется, что здесь будет скит. По крайней мере так "вещают" некоторые источники.
Скит (греч. σκήτη) — в общем случае место жительства монахов, отдалённое от крупных поселений людей. Распространены главным образом в православии.
Место для скита подходящее. Оно находится практически на "зелёной линии" Кипра, разделяющей греческую и турецкие стороны, чуть в стороне от трассы, соединяющей Никосию с Троодосом, вдали от крупных населённых пунктов. Можно сказать что скит − это небольшой "филиал" более крупного монастыря, которому он подчинён, порой ещё с более строгими "обычаями". В данном случае это не так. Подчиняться он будет непосредственно епархии Морфу. И церковь будет не "русской", которые есть на Кипре, где прихожанами обычно являются наши соотечественники и служение ведётся на русском языке. Церковь будет греческой. Мы отвлеклись немного. Олег Самарин сказал, что называть это место надо, соблюдая точность в терминах, как Исихастирий (το Ησυχαστήριο). Этому слову пока ещё нет внятного перевода на русский язык. То есть слова исихастирий и скит близки по духу, но не тождественны. Не будем дальше вас утомлять сложными терминами, скажем лишь следующее. Многие современные батюшки в приходских церквях сегодня пользуются и интернетом, и электронной почтой. В большинстве монастырей, а тем более здесь, эти "блага" не приняты. Поэтому если хотите связаться с отцом Амвросием, например, чтобы сообщить о своем визите, то это можно сделать только по телефону. Он не секретный, можете его записать.
Настоятель Архимандрит Амвросий Горелов. Тел.: +357 99524283
Вместо эпилога
Узнав, что на сегодня наши путешествия ещё не закончены, о. Амвросий предложил посетить женский монастырь св. Николая, расположенный не так далеко от этого места, а также монастырь Мавровуни. Про первый мы к тому моменту даже не слышали, но в итоге в этот же день и поехали, хотя рассказа про него ещё не подготовили. А вот Мавровуни как раз планировали посетить на следующий день, поэтому даже немного удивились, что отец Амвросий назвал именно его. Хотя теперь, конечно, понимаем, что с Мавровуни отца Амвросия многое связывает, поскольку он трудился там несколько лет.
Попрощавшись с настоятелем, решили не сразу покинуть это место, а немного осмотреть окрестности. Церковь находится в районе бывшей деревни Скуриотисса (Skouriotissa - Σκουριώτισσα). Вернее, деревня и сейчас здесь находится, просто местных жителей почти не осталось. В жилых домах сегодня квартируется база войск ООН, но также остались и заброшенные, полуразвалившиеся домики, среди которых мы немного побродили.
Следующие посещения
Строительство храма мы решили взять на "свой контроль", поэтому по возможности наведываемся к о. Амвросию, чтобы посмотреть на произошедшие перемены, да и просто в гости в душевное место. К моменту последнего визита купол церкви уже был достроен, колокольня возведена, построен отдельный домик для приёма гостей, но храм снова стоял в лесах. Вот так он выглядел в тот момент.
Как нам рассказал о. Амвросий, скоро крышу будут покрывать черепицей. Но не новоделом, а... сейчас немного поясним.
В кипрских деревнях сохранилось большое множество старых домов, крыша которых была застлана черепицей. В некоторых домах нынешние хозяева хотят произвести капитальный ремонт, после которого старая черепица должна идти на свалку, вместо которой приобретается новая. Этим моментом и воспользовались строители здешнего храма. Они просто по крупицам из разных мест собрали "отработанный" материал и привезли сюда. Отец Амвросий показал нам этот раритет, которым скоро будет укрыта церковь.
Вы как-то отмывать её будете? − спросили мы у настоятеля. Да вы что? − изумился он. Старая "грязь" самое ценное, что в ней есть! Вот так. :)
Потом мы попросили о. Амвросия показать свою "домашнюю" винодельню, о которой знали, но не видели во время предыдущих посещений. Она стОит того, чтобы пару слов поведать о необычности её конструкции.
На Кипре достаточно жаркий климат, поэтому в современных винодельнях места для хранения вина стараются перенести в подвалы, где температура существенно ниже. Здесь же было выбрано решение, которое, по признанию о. Амвросия, его помощники подсмотрели в интернете. Было решено построить очень "утеплённое" сооружение, которое препятствует жаре. Самым дешёвым, но очень эффективным, оказалось использование в качестве утеплителя брикетов из соломы, которые и явились строительным материалом для винодельни. Они хорошо теплоизолировали внутреннее пространство, за счёт чего создавались нормальные условия для производства вина. Изнутри и снаружи брикеты были отделаны штукатуркой.
Вот так эта небольшая винодельня выглядит изнутри.
Вино здесь производят сладкое, которое идёт в том числе и для причастий в церкви. Это что-то типа Командарии? − спросили мы настоятеля. Нет, оно производится по "токайскому рецепту" − услышали в ответ. Поняв, что мы ничего не поняли, о. Амвросий пояснил.
В давние времена на территорию, которую сейчас занимает Венгрия, периодически нападали соседние племена. Местные жители на время покидали свою территорию, но потом возвращались. Виноделие к тому времени было уже развито. И вот очередной набег совпал со временем сбора урожая винограда, и жители вынуждены были оставить поселение и укрыться в других местах. Только зимой они смогли вернуться домой и застали на своих угодьях оставшийся несобранным завявший и замёрзший виноград. На всякий случай решили его собрать и сохранить.
На следующий сезон, после сбора нового урожая винограда, кто-то предложил добавить в свежевыжатый сок сохранённый старый урожай. Получившееся в результате вино было очень необычным по тем представлениям, но очень сладким и вкусным. :)
Продегустировав и оценив прекрасный вкус вина, последовали за отцом Амвросием дальше − он нам решил напоследок ещё показать свои "угодья", среди которых был пруд, где водится рыба.
За неспешной прогулкой и осмотр зимних виноградников сделали.
Ведя мирские беседы с настоятелем, узнали много интересного, в частности о виноградарстве. Например, о том, как ухаживать за виноградником и на каких почвах он лучше растёт. Мы всегда удивлялись, что новые виноградники создают чуть ли не на камнях − подрежут соседнюю гору террасами и "втыкают" туда лозу, где и почвы нет совсем. Оказалось, что если почва более "жирная", то, конечно, виноградник вырастет лучше, но вот вкус винограда и вина из него будет существенно хуже. Так что не всегда полезно растить "детей" в тепличных условиях. Впрочем, это уже совсем другая тема. :)
На этом мы с отцом Амвросием распрощались... до нового приезда сюда.
Настоятель храма Архимандрит Амвросий просил нас разместить информацию о возможности пожертвований на строительство храма, что мы и делаем.
Если Вы имеете благое расположение внести свою лепту в строительство храма преподобного Серафима на Кипре, вот счет в Банке Кипра:
BANK OF CYPRUS IERA MITROPOLIS MORPHOU. AGIOU SERAPHIM TOU SAROV. 2831 EVRICHOU Account number: 357006574209 IBAN: CY11002001950000357006574209 SWIFT BIC BCYPCY2N
На этом сегодня заканчиваем рассказ, предлагаем посмотреть фотоальбом и узнать, как сюда добраться.
Фотоальбом
Посмотреть фотоальбом
Как добраться
Трасса B9 пролегает между Троодосом и Никосией. Мы не будем рассказывать как до неё добраться − это не сложно сделать. Если вы едете со стороны Лимасола в сторону Троодоса, то надо по ней двигаться, минуя Какопетрию, затем Эвриху. Далее надо проехать в сторону Никосии примерно 4 км и искать поворот влево в сторону деревни Калопанайотис. Если же вы едете сюда из восточных районов по верхней дороге через Никосию, то вы будете проезжать поворот на КПП, который находится в районе деревни Astromeritis, ведущий на северные территории в сторону Морфу. От него до поворота на Калопанайотис примерно 15 км. Сворачиваем здесь влево (для лимасольцев) или вправо (для никосийцев) и едем ещё 3,3 км до поворота вправо в сторону деревни Skouriotissa. Повернув здесь, едем ещё 2,3 км (а дальше и не пустят) и сворачиваем влево.
Теперь осталось проехать менее километра до точки назначения − небольшой площадки перед скитом. Чтобы вы не заблудились на дороге, существуют указатели. Давайте на них тоже посмотрим.
Церковь Серафима Саровского на карте Кипра. GPS координаты церкви
35.092600 32.878150 − место стоянки рядом со скитом Серафима Саровского
Посмотреть карту
|