Церковь Ставрос ту Агиасмати. Платанистаса. Кипр
Такая традиция у нас уже сложилась на Кипре с посещением церквей, что занесены в список наследия ЮНЕСКО, что в большинство из них удавалось попасть не с первого раза. Нет, саму церковь находили сразу, только вот она закрытой оказывалась. Не стала исключением и эта. Можно списать сию традицию на несезон, когда мало туристов приезжает. С другой стороны, у входа в них обычно висят таблички с номером телефона, по которому можно позвонить и дождаться, когда смотритель приедет и откроет. Но мы что-то раньше стеснялись беспокоить. В общем приехали, "пощелкали" церковь снаружи,
а потом и чуток в щёлочку объектив просунули, чтобы запечатлеть росписи на стенах в галерее церкви.
Если уж на внешних стенах такие росписи, то что же внутри? − подумалось тогда. В общем решено было при ближайшем удобном случае ещё раз приехать. Случай выдался лишь через пару лет. Местная газета "Вестник Кипра" иногда в несезон организовывает экскурсии по интересным местам. Мы были в то время уже хорошо знакомы с Еленой Николаевой, которая пишет много статей о Кипре для газеты и эти экскурсии обычно и проводит. Она нам сообщила, что вскоре будет такая экскурсия по церквям Кипра, включая "юнесковские" тоже. Да ещё и гидом по ним обещали кипрского батюшку. Ну как тут было не согласиться на поездку! Этим батюшкой, в итоге, оказался отец Сергий из русской церкви Богородицы Семистрельной, с которым мы впоследствии подружились.
Наконец, настал тот день, когда мы в составе экскурсионной группы пересекли "границу" церковных дверей и попали внутрь.
Прежде чем продолжить рассказ о церкви, познакомим немного с её историей.
История церкви Честного Креста в Платанистаса
Известно, что церковь была построена в конце XV века и когда-то была частью монастыря. Русский монах Григорович-Барский, путешествовавший по Кипру в XVIII веке и посетивший в том числе и этот монастырь, отметил, что тот приходит в упадок. В обители жил всего лишь один монах. Сегодня же к югу от церкви сохранились лишь следы келий.
Есть две версии по поводу названия церкви Агиасмати (ударение на последнее "а"). Во многих монастырях можно найти источник воды, рядом с которым написано Agiasma (Αγίασμα), что в приблизительном переводе сейчас трактуется как "священный источник". Возможно, такой когда-то здесь и был. По другой версии монастырь был назван по имени места в Малой Азии близ Константинополя, откуда после его захвата в 1453 году прибыли беженцы, основавшие здесь обитель.
Росписи храма выполнены художником по имени Филипп Гул, выходцем из Сирии. Его работы есть и в церкви св. Мамаса в Луврасе. А здесь его имя можно обнаружить над южным входом. Также сообщаются имена дарителей, которые изображены на фреске с внешней стороны южной стены. Они подносят построенный ими храм Христу.
Церковь представляет собой однонефное здание с крутой деревянной крышей, которая выходит за пределы основного здания. Кровля храма двойная, то есть имеется внутренняя и внешняя крыши.Такой тип церквей распространён в Троодосе и носит общее название "церкви под крышей". С внутренней стороны крыши, там, где перекрещиваются балки, присутствует богатый декор.
Посмотрим на первой фотографии "двойственность" крыши, а на второй − декор балок.
В храме есть три входа – с северной, южной и западной сторон. Мы заходили сюда через южные ворота. В основном строении четыре окна, три в алтарной апсиде и одно в восточной стене. Окна небольшие, поэтому внутри достаточно темно. Даже при включённом освещении трудно было порой сделать качественные снимки, так что заранее просим прощения за качество некоторых из них.
Теперь передадим слово Кипрской Организации по Туризму, которая выложила в свободный доступ аудиотур по этой церкви и его текстовое описание. Их мы приведём ниже. А цитаты из текста постараемся подкрепить сделанными нами фотографиями фресок.
Аудиотур (послушать, почитать или скачать): MP3 PDF
Фрески в церкви Честного Креста
В церкви представлены изображения сцен из жития Богородицы и Христа, из Ветхого Завета, Обретение и Воздвижение Честного Креста. В основном помещении храма фрески разделены на две зоны – верхнюю и нижнюю. Иконографическая программа верхней части посвящена Богородице, Христу, а ниже изображены Святые, воины, Апостолы, монахи.
В верхней части западной стены, под изображением Распятия, мы видим Тайную Вечерю, Омовение ног, Молитва в Гефсиманском саду, Предательство и Христа перед Архиереями, где иудей слуга замахивается на Христа.
В изображении Тайной Вечери есть объемность и перспектива. Христос и его ученики сидят вокруг стола. Их инициалы написаны над головами. На фреске с изображением Предательства много персонажей. Это ученики, солдаты, окружающие Христа, который помещён в центре.
На фронтоне западной стены, над входом в храм из нартекса, изображены Распятие и Святая Троица. Христос склоняет голову влево. Справа и слева от Креста – Солнце и Луна в медальонах. Четыре ангела, кружащихся над Крестом, приводят на память картины Возрождения. В глубине видны стены Иерусалима. Они богато украшены. Рядом с Крестом изображены Пророки, Путь на Голгофу и Снятие с Креста.
В верхней части северной стены продолжается страстной цикл. Мы видим следующие сцены: Отречение Петра, Пилат умывает руки, Осмеяние Господа (это композиция с множеством персонажей, которые играют на музыкальных инструментах, на голове Господа терновый венец, он облачен в красный хитон). Далее – Плач, неверующий Фома, Вознесение, Сошествие Святого Духа и Успение Богородицы.
Посмотрим некоторые из них.
Внизу, справа и слева от западного входа из нартекса, изображены два Святых воина. Святой Мамант верхом на льве и Святой Георгий на коне. Святой Мамант на человекоподобном льве – популярный образ в религиозной живописи средневекового Кипра.
Успение Богородицы – также многоперсонажная сцена, где Христос держит в своих руках душу Матери. Вверху, справа, изображены две скорбящие женщины на балконе, а в нижней части – ангел отрубает руки иудею, пытавшемуся перевернуть ложе Богородицы.
В рядах Святых на нижней части южной стены ‐ Святой Иоанн Предтеча изображен перед Богородицей. Они молятся. Образы Христа, Божией Матери и Предтечи представлены не рядом друг с другом, а по трем сторонам храма (по одной с каждой стороны), что символизирует их постоянное присутствие среди нас. Они окружают верующих во время богослужения и молитвы. Над Предтечей изображены Захария и Елизавета, а над Богородицей – Иоаким и Анна. Мы продолжаем осмотр южной стены, на своде которой изображен величественный Архангел Михаил.
На стенах, по сторонам от южного входа, изображены Святые Столпники (т.е. Святые, которые провели свою жизнь на «столпе»). На остальной части южной стены мы видим семь отшельников и Святого ратника, Святого Дмитрия. С восточной стороны южного входа начинаются изображения монахов, первый из которых Антоний Великий, основатель монашества в Египте. (Жаль, что всех на фотографии не видно.)
На своде северной стены, обратите внимание на изображение Обретения и Воздвижения Честного Креста. Это сцены западного происхождения, и они редко встречаются в византийской иконографии.
Под сводом мы видим разделенные на три зоны десять сцен, первая из которых ‐ обретение Честного Креста Святой Еленой. Сверху, слева, изображено прибытие Святой Елены в Иерусалим в поисках иудея Иуды, предкам которого было известно, где именно находится Крест. В следующей сцене Святая Елена расспрашивает Иуду, который отказывается открыть местоположение Креста, за что он был брошен на три дня в колодец. Далее следуют освобождение Иуды и молитва Иуды на Голгофе. Далее – раскопки и обретение трех крестов – двух разбойников и Христа. Чтобы определить, какой именно крест Господень, Иуда прикасается им к умирающей женщине, которая оживает.
Иуда обращается в христианство, и изображено его рукоположение Епископом Иерусалимским. Иуда получает имя Кириак. Ниже изображаются Святые. Вверху внутренней части свода мы видим шесть сцен Воздвижения Честного Креста. В первой изображен Константин Великий, триумфально входящий в Рим, затем – сцена с его видением, когда он обратил взор на небо и увидел надпись «Сим победишь». Последняя сцена изображает Воздвижение Честного Креста на Небо двумя ангелами. По краям внутренней части свода изображены Святой Пантелеймон и Святой Иоанн Лампадист.
В пространстве вокруг галереи сохранились фрески на внешних сторонах западной и южной стен. Эти росписи были выполнены Филиппом Гулом.
В барабане свода над входом, с внешней стороны западной стены, изображено Сошествие во Ад, а с внутренней стороны – образы Апостолов.
На нижней части мы видим Святую Варвару, Святую Параскеву и Святую Марину. Рядом с входом изображена Богородица. Ниже – Христос, держащий Евангелие и благословляющий, справа – Святые Константин и Елена.
Деревянный резной иконостас покрыт позолотой. На нем видим образы Святого Иоанна Предтечи, Богородицы, Христа, эта икона находится в деревне Евриху. Икона Святого Иоанна Теолога находится в Византийском музее в Никосии. Она датируется концом XV века.
На этом мы закончим цитирование текста и немного добавим от себя. Например, нас очень впечатлила роспись резного "козырька" перед иконостасом. Не припомним подобной в других церквях.
Впрочем, остальные, попавшие в наши объективы, фрески вы сможете посмотреть ниже в фотоальбоме. Напоследок смотритель музея продемонстрировал ключ от храма, наверно чтобы каждый желающий мог его скопировать и потом приехать "со своим" и не отвлекать его.
Сигнализацию, правда, никто не отменял, поэтому так делать не будем.
На прощание покажем ещё пару фото.
Фотоальбом
Посмотреть фотоальбом
Как добраться
Хотя со стороны Ларнаки и Айя Напы есть более короткий путь, но мы поведём вас привычным уже маршрутом, более подходящим для тех, кто едет из Лимасола или Пафоса. Итак, сначала движемся по трассе B8, соединяющей Лимасол и Троодос. От съезда со скоростной трассы A1 до поворота в сторону деревень Saittas и Kakopetria надо проехать 27 км.
Здесь, сразу за деревней Trimiklini, сворачиваем по указателю вправо и едем ещё 11 км до перекрёстка дорог, где поворачиваем налево в сторону деревни Kyperounta. Теперь едем 18 км, минуя деревни Kyperounta, Polistipos и Alithinou, пока не подъедем к Т-образному перекрёстку. Вправо пойдёт дорога к деревне Platanistasa, но нам надо повернуть здесь налево и проехать ещё 1,5 км до поворота влево к церкви. Сворачиваем здесь по указателю на неё и едем ещё 4 км до места парковки рядом с церковью.
Церковь Ставрос ту Агиасмати на карте Кипра. GPS координаты церкви
34.979300 33.046740 − место стоянки рядом с церковью
Посмотреть карту
Посмотреть карту
|