Церковь Панагия Хрисопантанасса в Палехори. Кипр
Деревня Палехори, в которой расположена эта церковь, более известна как "хранительница" другой церкви, что занесена в список наследия ЮНЕСКО − Преображения Господня, благодаря которой когда-то и начали знакомство с деревней. Лишь по прошествии времени узнали, что в Палехори "спряталась" ещё одна не менее интересная достопримечательность − Церковь Панагия Хрисопантанасса. На дверях храма находится расписание с часами, когда она открыта, да и то в зимний период нужно было позвать служителя, позвонив по номеру телефона, размещённому там же.
Пара попыток посетить её была не успешной: то в неурочный час приехали, то время поджимало и не могли ждать, пока откроют. В общем решили оставить на потом. И, наконец, настал момент, когда полные решимости целенаправленно к ней поехали. Январская погода правда чуток подкачала, затянув небо серыми тучами. Остановившись неподалёку от храма, поняли, что церковь закрыта и надо будет звонить. Пока мы рассуждали, в окно машины постучал мужчина. "Наверно не там припарковались" − первое, что пришло в голову. Но он спросил, а не церковь ли мы хотим посетить? На утвердительный ответ он лишь пригласил пройти за ним. Оказалось, что это и есть смотритель церкви. Кстати, мы его узнали. Это был уже знакомый нам человек, который несколько лет назад открывал церковь Преображения Господня и провёл тогда замечательную экскурсию. И вот ворота храма для нас отворяются!
Прежде чем зайти внутрь, кратенько поясним, что церковь Богородицы Хрисопантанасса была построена в XVI веке. Сохранившиеся в ней росписи относятся к тому же времени. Слово "хрисо" (χρυσό) переводится с греческого как "золото", а Пантанасса (Παντάνασσα) − как "Всецарица". Таким образом полное название можно перевести как Златая Всецарица.
Итак, заходим внутрь храма. Здание разделено арочными стенами (аркадами) на три части (нефа) − типичная трёхнефная базилика, как говорят в таких случаях. Бросив первый взгляд, видим, что росписи сохранились лишь в верхней части. Но зато какие!
Впрочем, поговорим о них чуть позже, а пока пройдём прямо в восточную часть церкви к её центру притяжения − позолоченному трёхъярусному иконостасу. Он был изготовлен в 1864 году искусным мастером-резчиком, которого звали Павлос Павлидис. При внимательном осмотре можно заметить множество тонких деталей резьбы. Красочные иконы датируются в основном XVII-XIX веками.
На главной храмовой иконе изображена Богородица Всецарица на престоле в окружении архангелов. Она держит на левой руке младенца Христа, который благословляет ктитора. Этим словом часто называли человека, на чьи деньги был построен храм. В те времена владелицей деревни Палехори была женщина-феодал по имени Черубина де Акре. Скорее всего, именно она изображена на иконе в нижнем левом углу.
Вторая икона предположительно относится к XII веку. Древний её слой был обнаружен во время реставрации более "новой" иконы.
Теперь перейдём к изучению росписей храма. Как уже говорили, они сохранились только в верхней части полукруглых арок, разделяющих внутреннее пространство церкви. Но и сейчас здесь можно увидеть много интересного и необычного. Начнём с "Богородичного цикла", что размещен по всему пространству одной из аркад церкви. Мы не ставили целью показать все фрески в рассказе, а просто поясним немного "общий замысел" и покажем некоторые из них.
Действие начинается с эпизода "Отвержение даров". Это когда Иоаким и Анна принесли во время праздника дары, которые не были приняты.
Наступил великий день Господень, когда сыны Израиля приносили свои дары. И выступил против него (Иоакима) Рувим, сказав: Нельзя тебе приносить дары первому, ибо ты не создал потомства Израилю. © Протоевангелие от Иакова
Да, Иоаким и Анна были в то время бездетными. Осерчал Иоаким и решил уйти в пустыню со своими стадами.
И столь горько стало Иоакиму, и не пошел он к жене своей, а ушел в пустыню, поставил там свою палатку и постился сорок дней и сорок ночей, говоря: не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь, и будет мне едою и питьем молитва.
Потом к Иоакиму явился ангел, сообщив благую весть о том, что у него будет потомство. К Анне он тоже явился, а позже ещё к ней пришли два вестника, чтобы окончательно убедить Анну. А ведь Иоакиму было тогда уже за семьдесят, да и Анне за шестьдесят!
И тогда предстал пред ней ангел Господень и сказал: „Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире“. {...) И пришли вестника два и сказали ей: „Муж твой, Иоаким, идет со своими стадами: ибо Ангел явился к нему и возвестил: «Иоаким, Иоаким, Бог внял молитве твоей. Иди отсюда, ибо жена твоя Анна зачнет во чреве своем».
Покажем пару фресок. На первой ("Благовестие Иоакиму") изображён Иоаким, скорбящий со своими стадами в пустыне, к которому пришли два вестника. Вообще-то вестники приходили к Анне, но не будем судить слишком строго.
На следующей фреске ("Рождество Богородицы") изображена Анна и маленькая запелёнутая Мария (будущая Богородица).
Для краткости изложения пропустим дальнейший жизненный путь Богородицы и продолжим с момента её успения. Если предыдущие сюжеты редко изображаются в церквях, то сцену Успения Богородицы можно встретить практически в каждом храме, посвящённому ей. Но здесь сюжет дополнен несколькими подробностями, что редко встречаются в других местах. Обычно изображают Богородицу на смертном одре в окружении скорбящих апостолов. За ложем находится фигура Христа, держащего в руках Её святую душу, которая всегда предстаёт в виде новорожденного младенца. В данном случае сцена дополнена сюжетом, когда уже в момент погребения иудейский священник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. Раскаявшись в своей дерзости он получил чудесное исцеление и исповедал себя христианином.
Далее покажем достаточно редкую для церквей фреску, посвящённую коронованию Пресвятой Богородицы после Вознесения её на небеса. Христос на престоле в окружении серафимов коронует Богородицу. На самом деле ни в одном Священном Писании нет упоминания о подобном действе. Традиция пришла лишь в ΧΙI веке. Стало принято считать, что именно после коронации Мария может называться Царицей Небесной. Теперь на небесах Богоматерь предстоит по правую руку от Бога и Сына Своего, ходатайствуя пред ним за грешников.
На следующей фреске показан сюжет "Апостолы у пустой гробницы Богородицы".
Согласно преданию, известному с IV века, после успения в Иерусалиме Богородица была похоронена апостолами в Гефсимании, в гробнице, где были захоронены её родители, Иоаким и Анна, и Иосиф Обручник. Однако апокриф «Успение Марии» (написан не ранее IV века) сообщает, что Богородица была похоронена апостолами «в Гефсимании в новом гробе». Отсутствовавший при погребении апостол Фома пришёл через три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб, чтобы проститься с Марией, открытый гроб оказался пустым. ©
На фреске отражён момент, когда Фома неверующий апостол Фома усомнился в вознесении Богородицы. В ответ она сбросила с небес свой пояс, с которым он и изображён.
Покажем ещё одну редкую для "обычных" храмов роспись. По легенде в тот же день апостолы собрались вечером за столом трапезной. Вдруг их осиял небесный свет, затем они увидели Богородицу и услышали её слова − "Радуйтесь! Ибо Я с вами во все дни".
Перейдём к следующему циклу. На другой аркаде можно увидеть ряд фресок, посвящённых святому Николаю. На одной из них он вырывает меч из рук палача, занесённый над головами невинных. Покажем ещё одну, символизирующую предание о трёх воеводах, которых оклеветали завистливые приближённые. Они убедили царя, что те хотели захватить власть. Воеводы молились святому Николаю, прося у него защиты, и он явился царю во сне и потребовал освободить невиновных.
Поутру царь ещё раз пересмотрел дело воевод и, убедившись в их честности, отпустил с миром.
Во многих церквях Кипра можно найти сюжеты, посвященные святой Елене (матери византийского императора Константина), отыскавшей крест, на котором был распят Иисус (Святой Крест). Здесь же этому событию посвящёна целая композиция из различных сцен. На фресках храма изображена Елена, восседающая на троне в царственном пурпурном одеянии. Елена пытается узнать у иудейского народа тайну исчезновения Креста и его местонахождение. Ей "помогают" воины в остроконечных шлемах, пытающие Иуду, который предположительно знает эту тайну. На другой фреске можно увидеть момент, когда были найдены три креста. В это время рядом проходила траурная церемония. Чтобы узнать какой из трёх является истинным, их поочерёдно подносили к телу усопшей женщины. При прикосновении Животворящего Креста она воскресла. После этого Крест снова воздвигли на Голгофе, чтобы дать возможность поклониться ему всему собравшемуся народу.
В церкви есть "серия" фресок со сценами Христологического цикла. Подобные сюжеты часто встречаются и в других храмах Кипра, поэтому не будем подробно на этом останавливаться, а просто покажем некоторые из них.
Росписи можно найти не только на аркадах храма, но и в арках. Наряду с известными святыми здесь изображены персонификации в виде девушек, что символизируют собой христианские добродетели.
Все фрески в церкви мы не смогли заснять − на это потребовалось бы очень много времени и терпения нашего гида, поэтому показали "поверхностно". Остальные вы сами сможете подробно рассмотреть, если пожелаете заглянуть в этот очень интересный храм. И, конечно, благодарны смотрителю, который не просто отворил двери, а провёл интересную экскурсию по церкви. Правда, на английском языке. Но всё равно что-то мы да понимали.
Напоследок покажем ещё один ракурс церкви, на котором хорошо видна её колокольня.
Фотоальбом
Посмотреть фотоальбом
Время для посещения
Вторник-пятница: с 10:00 до 13:00
Как добраться
Церковь Богородицы Хрисопантанасса находится чуть ниже церкви Преображения Господня. Как добраться к последней мы подробно описали в отдельном рассказе. К ней обычно сначала и приезжают. После этого достаточно пешком немного спуститься с пригорка, чтобы оказаться у ворот нашей сегодняшней достопримечательности. Покажем их взаимное расположение на карте.
Церковь Богородицы Хрисопантанасса на карте Кипра. GPS координаты церкви
34.922300 33.092600 − место остановки рядом с церковью
|