Кипр

Путеводитель по Кипру: достопримечательности, маршруты, путешествия, экскурсии, фотографии, карты

Поиск по сайту

Главное меню

ВСТУПЛЕНИЕ
ВПЕРВЫЕ НА КИПР
ПУТЕШЕСТВИЯ
ЭКСКУРСИИ
ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ
НОГАМИ БАРСКОГО
НАПИШИТЕ НАМ
КАРТА САЙТА
СКАЗАТЬ СПАСИБО
1735 год, апрель – декабрь, Киккский монастырь Печать
Хочу всё знать - Кипр ногами Барского

Барский играет в искусствоведа

Погостив у Иоанна Лампадиста, Барский прямиком через горы и лес ломится пешком в Киккос. Учитывая тот факт, что места там и сейчас не самые людные и проходимые, и тот факт, что по дороге он заблудился, только чудо помогло ему дойти до Киккоса засветло. Там его ждал радушный прием, отдельная келья, всяческие удобства и содействие, а также свободное время для изучения окрестностей.

CY1 7892

Он все подробно описал и зарисовал, но рисунки не сохранились. Организовал это тогдашний игумен Софроний. Я о нем пока ничего не знаю, могу лишь предположить, что его предупредил архиепископ Филофей, чтобы обеспечили ученому человеку условия. Монастырь был ставропигиальный, то есть подчинялся лично архиепископу. Может быть, сработало личное обаяние нашего героя.

Барский здесь был во второй раз, про первый см. здесь. Он сам об этом говорит, когда вкратце приводит историю основания монастыря, отсылая к рассказу 1727 года, где все подробно изложено.

Повествуя об иконе, Барский действует как настоящий ученый своего времени. Он анализирует ее свойства (особое дерево, энкаустическая техника живописи); сравнивает известия о том, что Киккскую Богоматерь написал сам евангелист Лука, с тем, что ему в принципе известно об иконах письма Луки и приходит к выводу, что это вероятно, потому что Лука мог написать не только те три иконы, о которых знал Барский еще с Киевских времен. Также он усомнился в том, что икону не видит никто и никогда: ведь на ней меняют покровы, ее выносят во время молений о дожде. Наука с тех пор недалеко продвинулась, кроме разве что сомнений в авторстве Луки, потому что изучать Киккскую пока никому не посчастливилось.

Закончив с иконой, Барский подробно описывает монастырь: его расположение, архитектуру, гидротехнические сооружения, колодцы, подворья и красоты гор вокруг. Наконец, Барский не преминул сообщить, что Киккский монастырь по красоте в его личном рейтинге занимает второе место после монастыря св. Маманта.

Каникулы Барского продлились аж 23 дня (три недели!), а когда он решил, что пора двигаться, игумен Софроний выделил путешественнику проводника и мула.


barsky Аз же тогда, паки блудящи, на пути замедлил и едва в вечер доспех к обители. Пришедши убо аз к оному великому монастиру и сотворши обичное мое поклонение, целовавши же, якоже подобаше, игумена и братию, восприят бых от нихъ честно, в особной келии, иже ми показаша великое страннолюбие и не оставиша мя от них отлучитися чрез дни многи, найпаче же игумен тогда бывший, отец Софроний, муж благонравен, страннолюбив, разумен, богобоящийся и в пении церковном искусен, иже и милостину мне тогда сотвори, Господи его спаси. Имущи убо аз время доволное упокоения, с многим рассуждением и прележанием, истинно и неотменно, не токмо монастир оний с келиями и окрест обстоящими горами, но и образ пресвятия Богородицы чудотворен, иже тамо обретается, потщихся начертати на хартии пространнейшей, якоже зде зрится, всяк убо зряй или чтяй, или слышай написанная зде, молю, да молит Бога о мне грешном (1).

1

11

Описание же обители оной ест сицево: монастир той ест первоначалний в всем острове славою и честию, и богатством, и по всей Греции прослут, найпаче же чудотворной ради в нем обретающей святой икони, о ней же последи; ест же обитель ставропигия, си ест под архиепископскую власть належащая, аще и в инной епархие Киринской стоит. Созда ону исперва некий дукс, тогда властелин бывший в Кипре, последи же множицею обетша, и обновися от милостини общего народа, якоже и в истореи его пишется. Именуется же по Греческу Παναγία του Κύκκου, си ест Богородица Κύκον, от гори, при монастире стоящей, κόκκος; или κύκκος; нарицаемой, о чесом согласуют многи; иннии же инную вину прозвания дают, не весма приличну и вероятну, от некоей птицы, κυκκου-κυκκου гласящей, егда древле тамо преносим быст оний чудотворний образ от Цариграда. Како же изначала монастир создася и образ пренесеся, пространно писах в первом поклонении, егда возвращающися от Иерусалима, в лето 1727, по случаю прийдох в Кипр и поклонихся неколиким монастиремь. Нине же въкратце повествую.

В предреченной горе, наридаемой κόκκος или κύκκος, в царство Греческое населися некий инок пустинножител Исаия, Кипром же обладаше некий дукс. Дщере убо царской, в некую неуврачеванную болезн впадшей, и Божию смотрению бывшу, имущей тамо создатися обители к иноческому безмолвию, быст видение Цареве в сне, аще хощеть здраву видети дщер да послет образ пресвятия Богородицы в гору κύκκος и да создаст тамо монастир именем Божия Матере, на обитание иноком (сия же повест не обретается в кодиках монастирских, но по преданию от инок повествуется). Тогожде времени, паки быст особное откровение в сне Исаию пустинножителю, да шествует в Цариград, и взявши сребники и образ Богородичень, и вся потребная от царя, потщится создати храм с обителию, в съвокупление братий. Дарю убо давшу обет Богоматере, абие оздраве дщер от недуга. Повелению убо бывшу царску к дуксу Кипрскому, да пошлет некоего инока в Константинополь, ради предреченного требования, и послан быст мних Исаия от дукса, и взявши образ пресвятия Богородицы и злато и сребро доволно от царя, възвратися в Кипр и созда обитель малу, тесноти ради места, последи же умножившимся иноком распространися, и икона святая отътогда даже и донине тамо соблюдается, чудотворящи.

Икона Киккской Богоматери под окладом

Слишится же, яко на некоем необичном древе, и несписанна художеством нинешних времен, но инимь, некиим воском и мастихою изображенна, о чесом испитания известного нест, ибо вся покровенна есть сребром, кроме лица и единого на персех малого оконца, лобызания ради, лице же всегда есть покровенно катетасмою драгоценною, и глаголют общий народ, яко никогдаже ни от кого зрится; но и о сем невероятно, и приставницы бо, служащии ден и нощ, могут видети наедине, найпаче же егда, по триех или четирех летех, обетшавшим ветхим покровом пременяют новы; к тому (якоже от самих иноков слышах) в время бездождия возносят верху гори святую икону и откривают лице, и чудотворит дожд шумен. Образ той на правой руце держит Христа.

Глаголют же, не токмо Кипрский жители, но и ини многи, яко ест списание святого Евангелисты Луки, и ест едина от триех первих и главнейших икон, именуемая Гречески Ελέουσα, си ест милостивая; но и се суменно ест, ибо от писания книг не могут показати. Три сут икони первиβ: наставница, η Οδηγήτρια, милостивая, η Ελέουσα египетская η Εγύπτια проименованна. Первии две с младенцем Христом, едина на правой и другая на левой держащая, третая же сама едина, кроме Христа, с простертима рукама, аки молящаяся. Сии убо изобразивши воском и мастихою, якоже повествуют историе, на деках необичного некоего райского древа, показа Богоматере, еще в живых сущей, яже и благослови, рекущи: η Χάρις του εξ εμού τεχθέντος, είη μετ αυτών, си ест: благодат рождшагося отъ Мене да будет с ними. Η Oδηγήτρια и донине в Цариграде обретается; η Aιγύπτια — в Пелопонисе, в монастире, нарицаемом Σπήλαιον, си ест великая пещера; третая в Малой России, в монастире Веленскомь (2).

Откуду яве ест, яко Кипрская нест триех первих икон, и яще глаголют бити святого Евангелисти Луки изображение, вероятно ест, обаче не от первых, но от последних изображений; не токмо бо три, но и инни многи в житии своем Евангелист изобрази икони. И се о иконе; о монастире же паки слово немало.

Вид на первый дворик монастыря

Есть расположением и зданием зело лепотен, с трапезою, поварнею, полатою, гостинницею и многими келиями, иже сут едини верху других, даже до третого зданию, високо устроенны и чрепием покровенны; пред келиями же осенения с столпами, с камарами, си ест кругами каменнозданними, и крати древяними, лепозрачними. Имать два подвория, с студенци, зданними хитростно, в них же съкровенним путем от гор собирается вода дождевная, к всякой потребе монастирской. Кроме же того, низу монастиря, яко вержением камени, ест источник води изряден к питию, притвором каменним покровен, иже в зиме тепл, в лете же не истерпимо хладен, и оттуду начинается глубокий удол, иже далече протязается. Сюду же и сюду, и окрест монастиря гори високии и густимы лесами порослые. Далече же, яко четирма часы отстояния, пред монастирем зрится издалече оная прекрасная и височайшая гора Троодос, с многою лепотою. Древа же садовна тамо отнюдь нест, тесноти ради места и камени тверда. От полудни же, в едином глубоком удоле, яко полчаса нисхождением, обретается вертоград зело лепотен, с церквию, келию, с древеси сажденними и зелиями различними, подобен Святогорским уединенним жилищам. Монастир имеет два входи, един, первий и начальний, от востока, и вторий от полудни. Церков же не посреде монастиря стоит, но на странне северной, пят врат имущая от запада, от юга же и севера едини; особне же паперт имат врата едини. Церков с високимы внутр кругами, четирестранно окружаеми, и с главою, яже точию внутрь зрится, вне же никако, ибо, якоже в предреченном монастире св. Иоанна, подобне чрепиемь покровенна, мразов ради и снегов; долу посланна мраморними деками, сверху до низу по стенам иконописанна; иконостасом же, си ест резанием, зело тонким и хитростнимь, кандилами, светилниками и поли елеями достохвално украшенна.

Оклад Киккской иконы Богоматери

Словом рещи, от всех предписанних краснейшая, кроме святого Мамы Морфу. В широту и долготу, и висоту равно пространная, подобящаяся храмом Святогорскимь, идеже чаетици мали различнихь мощей обретаются, в олтаре сокровенны. Чудотворная же пресвятия Богородицы икона на особном столпе, на странне левой, в позлащенном кивоте въдруженна, на правой руде Христа держащая. Тамо чин иноческий совершенно в церковном пении и в трапезе хранится. Обретаются же под властию монастиря того иноки болше ста, обаче не седят вси внутр монастиря, кроме близь двадесяти, но распосланни сут по иним монастирцам малим, монастирю началному причастним, иннии же по дворцам монастирским, в них же трудящеся иноцы в земледелии и древосаждении, и в пасении овец и козлищ, вси обще от прибитков начальной обители помоществуют, постриженцы её сущи и братия, иже от прибитков земних и живот них и от милостини, от христиан подаваемой, питаются и управляются. Многи же имут входи и исходи, и великое имя имущи, более, паче всех, искушений Агарянских и пакостей претерпевают, обаче помощию пресвятия Богородице вся побеждают.

Премедлих убо аз в обителе оной знаменитой, прекрасной и далече от мира на безмолвии стоящей, дний двадесят три, с всяким упокоением и угощением, и сотворши обичное мое поклонение, с исповеданием, отъидох к монастиру иному, не пеш, якоже обикох, но игумен, благ муж, страннолюбия ради, всади мя на меска и с проводником отсла мя.


Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747. Часть 2. СПб., 1886. С. 265-271

Место и путь на карте

 

Координаты: 34.983040 32.741600 − монастырь Киккос

 

 

Комментарий

(1) К сожалению, рисунок не сохранился.
(2) Барский по-разному пишет название Богоматери "Египетская", потому что произносится это по-гречески одинаково, но правильнее - Αιγύπτια.

 

Литература

Зыкова Н.В. Паломничество на Кипр православный (по стопам Василия Григоровича-Барского). Ларнака, издательство Русского православного образовательного центра, 2013. С. 53-58.

Близнюк С.В. Леонтий Махера и его хроника «Повесть о сладкой земле Кипр» / Пер. с кипрского диалекта среднегреческого языка, вступительная статья и комментарий С.В. Близнюк. М., 2018. С. 66-67 (Леонтий Махера таки считает, что Киккскую написал евангелист Лука).

Бузыкина Ю.Н. Критикуя святыню. Василий Григорович-Барский – первый русский исследователь Христианского Востока // Российский журнал истории церкви. № 1 (1) 2020. С. 13–21

Киккский монастырь. Православная энциклопедия.

Киккская икона Божией матери. Православная энциклопедия.

 

© Юлия Бузыкина