Кипр

Путеводитель по Кипру: достопримечательности, маршруты, путешествия, экскурсии, фотографии, карты

Поиск по сайту

Главное меню

ВСТУПЛЕНИЕ
ВПЕРВЫЕ НА КИПР
ПУТЕШЕСТВИЯ
ЭКСКУРСИИ
ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ
НОГАМИ БАРСКОГО
НАПИШИТЕ НАМ
КАРТА САЙТА
СКАЗАТЬ СПАСИБО
1735 год, апрель – декабрь. Монастырь св. Неофита Печать
Хочу всё знать - Кипр ногами Барского

Он же Энглейстра

Через два часа Барский достиг монастыря святого Неофита. О монастыре и его основателе на сайте есть несколько материалов, например, этот. Барский лишь касается истории обители, потому что истории монастыря и его основателя Барский не знал, и он лишь фиксирует его актуальное состояние и делает зарисовку. Барский застал обитель в статусе ставропигиальной, то есть подчиненной лично архиепископу острова (на тот момент Филофею, чьим гостем Барский был до землетрясения и эпидемии), а не местному Пафосскому архиерею, однако дела там шли неважно из-за поборов турецких чиновников.

Барского встретили очень дружелюбно, но дольше трех дней он не стал задерживаться. Напомним, что на острове была эпидемия, а рядом, в паре часов пешего хода находится город Пафос, откуда мог прийти кто-нибудь больной. Барский тогда уже успел подцепить малярию, которая его мучила в самые неподходящие моменты, и болеть чем-то еще ему совсем не хотелось.

0

00


barsky Монастир оний ест от древних некиих знаменитих и богатих ктиторей создан в имя пресвятия Богородицы, именно же неизвестно от кого, ибо монастир весма обнища, и ниже кодики обретохь, ниже каково либо буди о нем слышах предание, се точию: яко тамо изначала, в единой пещере горы тоя, в удоле обретающейся, скиташеся преподобний отец Неофит (1), древний святый Кипрский, иже и церковь малу таможде в вертепе имеяше, яже и до нине соблюдается, на стране западней, внутрь монастиря, о чесом последи широчае. По смерти же его умножися и расширися обитель к общему жителствованию.

Обретается в епархие епископа Пафского, его же митрополия, си есть Паф град, отстоит оттуду триех час хождением, обаче не под его власть належит, но под архиепископску, ибо изначала ест обитель ставропигея, яже создася, с многим трудом и иждивением, на месте тесном и неудобном, в удоле прискорбном, при отвалении горы, при потоце малом. Имат келий близ десяти, лепотним художеством, от камени тверда и крепка, углосеченного, зданних; иноки же зело малочисленни, точию два или три тамо обретохь, и тии не могут ниже чина иноческого, яко же подобает хранити, ниже болше числом умножитися, ради многих насилий и нестерпимих даяний Турецких.

Обстоит окрест високими горамы, не имущими леса, но точию мали древеса, хврастия же и билия раждаюицими. От востока убо и полудни удолем окружается, от севера же и запада стеною монастир скою суть горы навислыи. Двема вертогради красуется внутрнимь, в нем же сут точию древеса шелкови и благоуханная зелия, и внешним, в нем же различная древеса. От страни запада обретается источник толст води хладной, сладкой и здравой.

1

11

Таможде, на отвале, нии гори, в неудобним въсходомь, аки ластовичное гнездо, обретается пещера святого Неофита предъреченного, идеже нине ест церковь в имя преподобного, зело мала, исписанна вся некиим иконописанием стран нимь, необичнимь, ужасним и к умилению подвизающим всякого благочестивого поклонника (2). Внутрь же олтаря гроб преподобного, в нем же иногда погребенны святии его мощи, яже никогда же не откришася, якоже слышах от инок, и донине сокровенны пребивают (3), и гроб же оний есть мрамором покровен и нине есть вместо жертовника, идеже совершается, проскомидия. Монастир имат два входи велики, от востока и запада, сут два мали, от востока и юга, от них же единими в удол нисходят к потоку и тамо малу обретающемуся источнику, и другими в сад.

DSC 2554

Что же реку о общем и началном храме пресвятия Богородицы, внутрь монастира, на странне северной стоящем, и с каковими похвали опишу немалу его лепоту? (4) Много слово простерти подобаше, обаче аз краткими словеси великолепую его извещу красоту. Есть расположением ни велик, ни мал, но мерен, в долготу же, широту и висоту равен; светел, с многими окнами, и сверху с лепозрачною главою. Отвне и внутр от чистого и художне сеченного угодного камени создан, два врата великолепа имущ, от запада и юга, идеже и седм степеней круглозданни, ради врат полуденних, високо стоящих. Отвне прением покровен, внутр же иконостасом, олтарем лепорасположеннимь, светилники, полиелеем и искусним иконописанием доволно украшен и долу мраморнимы дсками лепотно послан. Съболезновах же, яко не имат никакового украшения от сребра (5).

22

Поддержится же вся тяжест его шестма столпамы, изрядно зданнимы. Словом рещи, красней ест храм оний от всех предписанних, кроме святого Мами Морфу, вторую бо по оном похвалу достоин имети. Паперти же не имат, ибо (якоже слышится) в время созидания пленися остров Кипрский от бесурман, и недокончань монастир остася (6). Наконец, воздух имат здрав и воду, и оттуду издалече зрится море, яко двою часу хождением.

В оном монастире игумен случися быти сладкоглаголив и страннолюбец, иже мя восприят честно, с любовею, но не могох тамо коснити время, бояхея бо, губителства ради, да не приидет кто поражен от окрестних весей. Премедлих же тамо три дны и изобразих истинно обител ону с многим, елико могох, тщанием, якоже зде на хартии зрится.

Неофит


Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747. Часть 2. СПб., 1886. С. 274-276

Место и путь на карте

 

Координаты: 34.846000 32.447000 − монастырь св. Неофита

 

 

Комментарий

(1) Меж тем, монастырь святого Неофита имеет хорошо задокументированную историю, и обязан он этим своему отцу-основателю Неофиту – одному из самых ярких кипрских писателей и одной из самых ярких личностей среди святых Кипра. Он жил во второй половине XII – начале XIII в. Умер после мая 1214 г., 12 апреля неизвестного года в затворе, в возрасте около 80 лет. Гениальность и силу духа Неофита можно оценить и по его трудам, и просто по биографии. Рожденный в крестьянской семье, он научился писать, когда ему уже было 18 лет. Он написал многочисленные труды духовного направления, где цитировал Священное писание наизусть (это становится понятным благодаря небольшим ошибкам при воспроизведении текста). Среди них: многочисленные проповеди, жития кипрских святых, «Слова на Шестоднев», «Пятидесятиглавник», «Десять слов о заповедях Христовых» и «Завет» (последний труд он редактировал и переписывал вплоть до 1214 г.). Однако прославил Неофита Затворника другой труд, это историческое сочинение «О бедствиях Кипра» (1191 г.) о происходивших на его глазах событиях Крестовых походов: Кипр перешел из рук византийцев в руки крестоносцев. Неофит не стеснялся в оценках тех и других и по независимости и прямоте суждений, в сочетании с язвительной иронией, его можно сравнить, например, с протопопом Аввакумом. Другой известный кипрский хронист, Леонтий Махера, автор «Повести о сладкой земле Кипр», живший в конце франкского периода истории Кипра, был куда как более сдержан в формулировках. Труды святого Неофита переиздаются на греческом языке, их можно приобрести. У монастыря есть сайт.
(2) Монастырь состоит из пещерного комплекса, где он подвизался и был похоронен, знаменитого своими фресками XII и XIII вв. Ранние фрески написал художник Феодор Апсевдис, первый византийский профессиональный живописец, чье имя нам известно. Подробнее о росписях см. книгу Стилиану ниже и материалы сайта. Отметим, что пещерный комплекс представлялся Неофиту Новым Сионом. Желание создать новый Иерусалим было продиктовано в том числе тем, что в молодости Неофит хотел посетить Святую Землю, но ему не дали. Изловив в порту Пафоса, арестовали и ограбили. Эта история и послужила толчком к основанию монастыря на родине, если не дают удалиться в пустыню к материковым отцам.
(3) Барскому можно простить отсутствие рассказа о Неофите Затворнике, потому что открытие его мощей состоялось только в 1756 г., через 21 год после его визита, тогда же интерес к нему снова возрос.
(4) Собор, изображенный на рисунке Барского, и описываемый им, представляет собой купольную базилику, немного похожую на собор в монастыре св. Маманта. Он был украшен росписями в начале XVI в., возможно, в 1503 г., когда поновляли фрески в пещерах. В росписях собора, как и в церквях поселения Галата и монастыря св. Иоанна Лампадиста и Калопанайотисе, ощущается ренессансный привкус, хотя все надписи греческие. Один из ведущих циклов росписи – Акафист Богоматери, как в Калопанайотисе и далеко на Севере в Ферапонтовом монастыре.
(5) Серебро точно было, ведь монастырь был когда-то богат. Видимо, ушло на выплаты османским чиновникам.
(6) Это вряд ли. Если монастырь расписан в начале XVI в., а турецкое завоевание произошло в 1571-м г., времени было предостаточно.

 

Литература

Зыкова Н.В. Паломничество на Кипр православный (по стопам Василия Григоровича-Барского). Ларнака, издательство Русского православного образовательного центра, 2013. С. 75-84.

Stylianou A.&J. The painted churches of Cyprus. Treasures of Byzantine Art. Nicosia, 1985. 2nd edition: Nicosia, 1997. Pp. 351-381. На с. 368 ссылка на Барского.

Близнюк С.В. Леонтий Махера и его хроника «Повесть о сладком острове Кипр» / Пер. с кипрского диалекта среднегреческого языка, вступительная статья и комментарий С.В. Близнюк. М., 2018. С. 28, 67.

 

© Юлия Бузыкина