Седмица среди лепоты и кедров
Из Ларнаки Барский вернулся в Лимассол, откуда 13 июня 1727 года пешком отправился в Киккский монастырь, что заняло у него два дня хождения. Там он задержался на неделю, «лепоти ради обители и места святого», пользуясь радушием и гостеприимством иноков (и отсутствием игумена).
Впервые посещая одну из самых важных святынь острова, Василий стремился как можно более подробно описать увиденное – устройство монастыря, его архитектуру, чин, святыни и достопримечательности. Судя по ссылке в тексте, он зарисовал Киккскую икону Богоматери, закрытую окладом, однако сам рисунок не сохранился. Он узнал, что Киккос не платит дани туркам и обратил внимание на кресты, которые красовались на храмах и никто не думал их снимать (возможно, туркам было просто лень проверять это труднодоступное место). Он похвалил воду из источника, который и сейчас существует у стен монастыря, оценил кедровую рощу, не преминув подчеркнуть, что он отличает сосну от кедра, и что здешние кедры – настоящие. Пересказывая читателю монастырскую повесть об иконе Киккской Богоматери, Барский подвергает сомнению тезис о принадлежности иконы кисти Луки Евангелиста, опираясь на собственную эрудицию. Доступные ему доселе сказания и легенды на эту тему ничего не говорили о Киккосе.
Отдав должное гостеприимству киккской братии, паломник направился в сторону Морфу. Он вернется в Киккос в 1735 году.
Таже, Июня второго числа отъидохом паки к Лемесу пристанищу, о нем же предписах, идеже претивши мали дни, отъидохом, Июня 13 числа, в понеделок (Прим. ред. издания: понедельник в 1727 г. был 12 июня), к монастиру, иже именуеться Панагиа ту Кику поклонения ради, иже отстоит двою днию хождения от Лемесо, между великими горами, во пустини [1].
Ми же шествующе медленно, доспехом тамо третиего дне; прияты же бихом (не сущу игумену) братиею честно и премедлихомь тамо гостяще целую седмицу, лепоти ради обители и места святого. Монастир оний именуется от иних Кикос, а оттуду Панагиа ту Кику, си есть Богородица Киковская, есть зданием невелик, но строением и расположением изряден, вес от камене здан, покровиже на основании древяномь керемидние, си ест от черепици; здание токмо двоих степеней, един верху других устроейние сут. Церковь тамо особне стоить, не весма велика, но лепотна, имущая едину главу, возвишенну горе, с окнами, толика же ест мерою в широту, елика в долготу, внутр вся списанна иконами Святихь. Тамо в храме обретается едина икона Пресвятия Деви Богородици, именуемая Одигитрия, держащая на правици [2] Господа нашего Иисуса, яко младенца зело умиленна, сицевим образом (видимо, здесь предполагался рисунок, но его нет. – Ю.Б.).
Ее же исписание не зрится, — вся покровенна есть, кроме лица, среброкованною цатою. Чудотворением от ветхих временъ — даже до нине — прославляемая; пред нею же на всяк ден иноци молебний канон поют. Не токмо же Кипрьский народ, но и окрестние далекие странни в велицемь почитании икону ту имут. Церковь есть расположением троепрестолная, входов же вратних 5 имат; трапеза верху келий и зданий високо стоит, иде же иноци пищу ядят.
Монастирь оний нужди и дани великой от Агарян не имат, и крести верху здания церковного водруженни имат, еже ест велие в Турецкой земли; се же отчасти того ради, яко стоит в пустини, между великими горами, уединен от градов и народа, найдаче же, яко благодать и призрение Преблагословенной Деви Богородици присно пребиваеть тамо. Обител она стоит зело в великой пустини, на месте високом и прохладном, и благоприятном, и весма к иноческому уединенному житию приличном.
Воду, потреби ради монастирской, от дожда собираемую в кладязахь имут, к питию-же есть источник пред врати монастирскими, вне в долине малою струею текущ, но вода паче оная в всем Кипрском острове лучша обрестися не может, понеже чиста, яко христал, хладна же, аки лед, яко едва зуби понести могут пиющего ю, здрава же и легка на стомах сице, яко не токмо неболезненну, но и немощну помощна. Именует же ся оний источник Αγιάσμα Παναγίας си есть освящение Богородици, понеже искуствомь доходят, яко иссподу храма церковна начало течения своего имат.
Словомь рещи, во всемь обитель изрядна, не токмо местом, и строением, и святинею, но и добрими иноки, иже суть добродетелни, смиренни и страннолюбиви зело и благоговейна; их чин церковний и пение и монастирское обикновение изрядна суть; кимвалов не имут, токмо двое била, древяно и железно, ими же оглашают потреби монастиря. Несть же тамо ни вертограда, ни сада, ниже внутрь, ни вне обители, но всюду окрест пустиня и гори високие, на них же древеса токмо лесовна суть: певги, кедри, платани, дубие и прочие.
Вестно же буди, яко певг Греки именуют сосну, яже обретается повсюду, кипарис же, аще не повсюду, но в многих странах обретаеться, кедр же мало где; елико бо шествие творяхь землею, между великими горами, не токмо видети, но ни слишати не случися. В Кипрьскомь же острове, недалече монастира сего, на едином токмо месте кедри растут многи, от него же древа много во здании монастиря обретаеться, чесо ради искуства ради и видения, ходихь аз единого дне в пустиню и видехь образ растения его. Но о сем на инном месте явить слово. Еще же обретаются кедри краснейшие в горе Ливане, в пределех Галилейских и Иерусалимских, инамо же не слишатся.
Прилично убо зде явити повест и о сей иконе Апостола Евангелиста Луки, понеже неции глаголют, яко нест его, но инна. Историографи Греческие повествуют, яко три икони различние Пресвятия Богородици в животе своем написа, от них же едина обретается в Малой России, в граде, именуемом Вилно [3], и тая зовется Елеуса, которая на левой руце держит Господа нашего Иисуса Христа; вторая в Мореи, в великой пещери, и тая стоит на ногахь, и, простерши руце мало, молится; о третой же пишут, яко нест известно, где обретается [4].
В монастире же ономь Кипрском имут иноки летописец, идеже известно показуеть, яко ест едина от икон Евангелиста Луки и именуется Одигитрия [5]. Бист убо иногда в Константинополе православны дукс христианский, именуемий Исакий, его же дщери случися впасти в недуг велик и не можаше от него исцелити, многу врачем имения раздавшу отцу её. Бист же в то время в Кипрском острове некий добродетелний и подвижний старец, именем Исаия, в пустини, между горами, в единой пещери вселся живий, Богу работая (и нине пещера она ест в горе високо, недалече монастира); тому убо явися Пресвятая Дева Богородица во сне, глаголющи: иди в Константинополь и повели именем моим, яко аще хощет, да дщерь его целбу получит, да пошлет икону мою ону, яже Евангелист Лука написа, в Кипр, да создаст церковь на месте ономь (еже место показа старцу, идеже нине есть монастир). Пустиножител убо абие немедленно отъиде в Цариградь, извести дуксу Исаку, иже егда обещася сотворити, в той чась воста от одра болезни дщерь его, и отсла с многим провождением и честию икону ту святую от Цариграда в Кипр на повеленное место, и церковь малу созда, яже последи многими ктитори расширися монастирець маль, таже совершенний и первий в Кипре Киновь [6], идеже иноковь обретается вящше ста, аще внутрь по вся дни мало сидят, понеже на послушание вь метохи, си ест в причастия монастирская, рассилаются, от коих метоховь всякую пищу и питие приносять и всякие прибитки оттуду имут. И тако и донине икона оня пребивает, прославляема чудеси, и обител она прекрасна благодатию, её, невредна процветает и иноци всякое доволство имуть.
Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747 / Под ред. Н. Барсукова. Ч. 1. 1723–1727 гг. СПб., 1885. С. 400–404
Место и путь на карте
Координаты: 34.983040 32.741600 − монастырь Киккос
Комментарий
[1] Пустыня – это место, где нет городов и поселений, а уже потом климатическая зона. [2] На правой руке. [3] Вильно. В Малороссии. Бывает. Как я уже говорила, тогдашние представления о географии несколько отличались от наших, да и опечатки были изобретены вместе с печатным станком, а Василий знал родную Малороссию хуже, чем Ближний Восток. [4] Полученная информация пришла в противоречие с тем, что Барский знал об иконах, написанных Лукой, до того. Можно предположить, что источником его познаний Барского о чудотворных богородичных иконах были труды Иоанникия Галятовского (например: «Небо новое, з новыми звездами сотворенное, то есть Преблагословенная Дева Мария Богородица з чудами Своими» (Львов, 1665)), который тоже ссылается на греческих историков, в частности, Кедрина. Однако в доступном мне издании «Неба Нового» 1854 года (Новое небо с новыми звездами, или Повествование о чудесах Богородицы, почерпнутое из достоверных преданий и древних летописей игуменом Иоанникием Галятовским и напечатанное 1677 года в Чернигове на польско-русском языке : С присовокуплением сказаний о чудотвор. иконах богоматери тихвинской, владимирской, одигитрии и прочих, также о положении ризы богородицы во Влахерн. церкви / Пер. 1849 г. Александрою Плохово. - Москва : тип. А. Семена, 1854) информации о трех иконах письма евангелиста Луки нет (зато есть о том, что Лука написал Владимирскую Богоматерь), но Василий мог пользоваться другим трактатом, подобным этому. Они были известны Барскому еще со школьных лет, когда он обучался в Киево-Могилянской академии. Продолжаем искать… [5] «Сказание о трех иконах, написанных ап. Лукой, где находится каждая из них, и иконе Богородицы, называемой Киккской, которая находится на Кипре», записанное в 1422 г. со слов 125-летнего киккского иером. Григория. В нем говорится, что гора, на к-рой была основана эта обитель, первоначально называлась Коккос, а впосл. была переименована в Киккос (Κωνσταντινίδης. 2002. Σ. 102, 109) (Православная Энциклопедия. Электронный ресурс) [6] Киновь, киновия – общежительный монастырь. Кстати, сейчас Киккский монастырь общежительным не является.
Рисунков, к сожалению, нет. Не сохранились.
Изыйти и пешешествовать далее
19 июня − 3 июля 1727 года. Монастырь св. Маманта
Литература, ссылки
Зыкова Н.В. Паломничество на Кипр православный (по стопам Василия Григоровича-Барского). Ларнака, издательство Русского православного образовательного центра, 2013. С. 53-65.
Близнюк С.В. Леонтий Махера и его хроника «Повесть о сладкой земле Кипр» / Пер. с кипрского диалекта среднегреческого языка, вступительная статья и комментарий С.В. Близнюк. М., 2018. С. 66-67 (Леонтий Махера таки считает, что Киккскую написал евангелист Лука).
Киккский монастырь. Православная энциклопедия. Эл. ресурс.
Киккская икона Божией матери. Православная энциклопедия. Эл. ресурс.
© Юлия Бузыкина
|