Животворящий Крест и возвращение блудного латиниста
Василий посещает Лефкару, где находит две церкви, посещает главную, где хранится реликвия – Подножие Креста Господня – дощечка, к которой были прибиты ноги Иисуса Христа. Василий отмечает, что это очень тонкая дощечка из старого дерева, в одну восьмую листа, с двумя отверстиями от гвоздей. Отдав должное святыне, Барский заглянул в монастырь св. Мины (см. выше) и вернулся на архиепископский двор к ученикам и латинской грамматике, прогостив в горах четыре дня. Впереди его ждал пренеприятный сюрприз…
Отшедши убо аз ко оному монастиру, прейдох едину вес, нарицаемую Левкара, си ест Беляне (1), еже проименовася сице от белой земле, на ней же обретается, идеже обитают едины точию христиане, агарян же отнюд не имут.
Тамо угостих в единого от христиан ден и нощ. Тамо обретаются две церкве (2) лепозданни, с главами, от них же едина началнейша ест и болша, краснейша, в чест и имя Святого, Честного и Животворящего Креста Господня сооруженна, в ней же обретается сокровище неоцененное, си ест великая част от Животворящего Древа, еже тамо дарова (якоже от предания известно ест) святая Елена, возвращаюицися от Иерусалима по обретении Креста Христова, яжо част, повествуют, яко ест от подножия, идежо пригвожденны быша пречистии нозе Господа нашего Иисуса Христа, и ест отсеченна, аки дщица тонка, мерою в долготу же и широту яко осмая част листа паперна, идеже и две дирице мали суть, от прободения гвоздного в время распятия Христова; зрится же зело многодетное и престарелое, и великое имат благоухание.
Тому убо и аз недостойний поклонихся и лобизах грешними моими устнами, и оттуду отъидох к монастиру святого Мины, и паки вторицею поклонихся, возвращаюицися. Тое бо Честное Древо ест пригвожденно на едином великом кресте древяномь, иже ест вес сребром покровен, точию Животворящее Древо ест непокровенно, ради лобизания человеком.
Монастир убо святого Мини и церковь Святого Креста с многим тщанием истинно изобразивши, вложих в книгу сию, да видят чтущий же и слышащий. Известно же буди, яко предписанний крест всегда внутрь церкви стоит, аз же зде начертахь вне церкви, да зриши, яко посреде его ест Честное Древо с двема дирицами гвоздними (3). Замедлих убо аз на предреченних поклонениях дний четири, и паки възвратихся в двор архиепископский и поучах по латинску врученних ми учеников.
Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747. Часть 2. СПб., 1886. С. 242 Англоязычный сайт Лефкары
Место на карте
Координаты: 34.867950 33.306570 − место парковки в Пано Лефкаре
Комментарий
(1) Есть у Барского привычка переводить имена собственные. Λευκός – белый. Кстати, в этой самой Лефкаре в 1134 году родился св. Неофит Кипрский (Stylianou A.&J. The painted churches of Cyprus. Treasures of Byzantine Art. Nicosia, 1985. 2nd edition: Nicosia, 1997. P. 353) (2) Трудно судить, какую именно он имеет в виду вторую церковь. Может быть, церковь Архангела Михаила в Като Лефкара, то есть Нижней Лефкаре (Stylianou A.&J. The painted churches of Cyprus. Treasures of Byzantine Art. Nicosia, 1985. 2nd edition: Nicosia, 1997. P. 447)
(3) Рисунки, к сожалению, не сохранились.
© Юлия Бузыкина
|