Монастырь Честного Креста Ставровуни. Посетить, разузнать, нарисовать
После Киккоса Барский выдвигается в сторону Ларнаки, чтобы продолжить путь (напоминим, что ему надо было в Египет), а по пути посещает третью из важнейших святынь острова – монастырь Ставровуни, основанный, согласно легенде, царицей Еленой, которая оставила здесь крест-реликвию. Его спутник не захотел посещать Ставровуни, поэтому Василий пошел один и провел в монастыре три дня. Он познакомился с настоятелем, который показал путнику и сам монастырь, и его окрестности, а также изложил историю основания Ставровуни. Видимо, во время этой «экскурсии» он зарисовал монастырь с двух ракурсов: со стороны моря и со стороны гор, от центра острова.
Согласно версии основания монастыря, которую приводит Барский, это был крест выше сажени в высоту, в размер Истинного Креста, в который Елена вложила частицу подлинной святыни. Удовлетворив не только свое религиозное рвение, но и научное любопытство, Василий направил свои стопы в Лимассол, где воссоединился со спутником и обрел французский корабль, «вскораблился» и отплыл в сторону Александрии Египетской.
Так завершилось второе, но не последнее путешествие Барского на Кипр, и видел он города Лимассол, Ларнаку и столицу – Левкосию, и три знаменитых монастыря: Киккский, Святого Маманта и Ставровуни.
Пребивши убо ми тамо мало дний, до окончения месяца Июня, и взявши от паши отпустную хартию, отъидохомъ, Июлия числа 3, паки вь Ларнаку и Аликесь к пристанищу морскому, идеже недалече отстоитъ, хождениемъ четырехъ чась, монастирь Святого Креста, на горе високой.
Мислихомъ убо потрудитися тамо, поклонения ради, таже раскаяся сьпутникь мой. В един же от дний сам аз тамо отъидохь и сотворихь должное поклонение и премедлихь три дни: посетихь же и иние монастирские места вкупе с игуменомь обители тоя.
О монастире оном сице известно есть: яко в время оно, егда Святая Елена царица обрете Животворящий Крест Господен в Иерусалиме и возвращашеся в Константинополь, когда приста в Кипръ, и видящи ону гору високу еще издалече на море, и взийде на ню, посещения ради, и угодно ей бист место, и созда храмь Воздвижения Честного Креста и монастирец малъ, понеже место узко верху, и соделавши крестъ от древа великь, яко сажен в висоту, вложи частъ Христова Креста не малу и остави на благословение обители, яже и донине силою Всечестного и Животворящего Креста и молитвами её соблюдается.
Монастирь оний зданий много не иматъ, понеже токмо церковь пространна в широту же и долготу, низка же строением, но изрядна; две малие имат сверху глави, внутрь же шестию столпами есть поддержима; триипостасна иногда бяше, нине же токмо иа среднем престоле литургисуют; келий в монастире мало суть, токмо четири или пятъ, и тии тесно к церкви призданни суть. Обаче зело место лепое и веселое, безмолвное же и уединенное и прохладное, понеже тамо, висоти ради, всегда ветр обретается, аще низу и нест. Иноци токмо два тамо неисходно сидять, церковного ради пения, прочий же но метохахъ монастирскихь, низу гори, понеже горе ничто жо нест, токмо камень сухь и земля неудобна к всеянию, найпаче же, яко нест води, но от дожда собираемую пиют.
Ест же вънизу гори, яко поприще едино, далече источникь текущъ, Агиазма с. Креста, но неудобенъ путъ к ношению горе, яже вода ест зело здрава, найпаче же недужнимь. В низу гори, от стран ни западния, есть метохь первий монастиря того, рекомий Святая Варваря, понеже храмь иматъ святия великомученици Варвари; ест же зданиемъ, якоже и монастиръ, великъ. Тамо живутъ неколико иноковь и тамо вся пища и питие монастира хранится, и аще что требе, горе в монастир оттуду приносится.
Поклоншися убо азъ в оной обители честному и животворящему древу и замедливши тамо и на иннихь местехь монастира 3 дни, возвратихся к своему паки сопутнику, и абие отъидохомь к первому нашему пристанищу Лемесу, идеже три дни замедлихомь, готовящеся в предъумишленний путъ, и обретше корабль Французский, хотящий плисти в Александрию, наяхом и вкораблившеся отплихомъ от славного острова морского Кипра, Июлия 18 числа, хотяще дойти в Александрию, яже 500 милъ отстоить.
Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747 / Под ред. Н. Барсукова. Ч. 1. 1723–1727 гг. СПб., 1885. С. 406–407
Место на карте
Координаты: 34.887300 33.437200 − стоянка около монастыря Ставровуни
Комментарий
Монастырь Ставровуни – одна из самых известных обителей острова и в наши дни. Подробнее о ней можно прочитать здесь и здесь.
Монастырь Ставровуни был обязательным пунктом паломничества на Кипр с древних времен. Его посещал игумен Даниил в начале 1106–1107 гг., не преминул упомянуть о нем Трифон Коробейников (который все списал у Василия Познякова) в XVI столетии, и европейские паломники, в частности, Вильбранд фон Ольденбург в 1211 г. о нем часто упоминали. Всех поражала реликвия Креста, который как бы висел в воздухе.
В 1426 году обитель сильно разграбили египетские мамелюки, и с тех пор свидетельства о парящем кресте исчезают. Турки в 1570-71 также не обошли обитель стороной.
На сегодняшний день Ставровуни – действующий монастырь, в который имеют доступ лишь лица мужского пола, нынешний его облик сформирован в начале XIX столетия.
Литература (на самом деле ее гораздо больше)
Зыкова Н.В. Паломничество на Кипр православный (по стопам Василия Григоровича-Барского). Ларнака, издательство Русского православного образовательного центра, 2013. С. 181-188 (автор отмечает между прочим, что Ставровуни успел побывать бенедиктинской обителью при крестоносцах).
Близнюк С.В. Леонтий Махера и его хроника «Повесть о сладкой земле Кипр» / Пер. с кипрского диалекта среднегреческого языка, вступительная статья и комментарий С.В. Близнюк. М., 2018. С. 41–44, §§4–8 (история основания монастыря. Махера пишет, что крест Ставровуни это крест благоразумного разбойника), 87, § 68, с. 446 §695 (о разграблении монастыря сарацинами).
Житие и хождение Даниила, русские земли игумена. 1106-1107 / Под ред. М.А. Венветинова // Православный Палестинский сборник. 1885. Т. 1. Вып. 3. С. 11.
Jeffery G.A. Description of the historic monuments of Cyprus. Nicosia, 1918. P. 192.
Wilbrand von Oldenburg // Cobham C.D. Excerpta Cypria. Cambridge, 1908 (New York, 1969). P. 4.
© Юлия Бузыкина
|