Кипр

Путеводитель по Кипру: достопримечательности, маршруты, путешествия, экскурсии, фотографии, карты

Поиск по сайту

Главное меню

ВСТУПЛЕНИЕ
ВПЕРВЫЕ НА КИПР
ПУТЕШЕСТВИЯ
ЭКСКУРСИИ
ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ
НОГАМИ БАРСКОГО
НАПИШИТЕ НАМ
КАРТА САЙТА
СКАЗАТЬ СПАСИБО
Левкосия. Архиепископ. Лихорадка. Харач Печать
Хочу всё знать - Кипр ногами Барского

Октябрь–ноябрь 1735

После двух дней в монастыре архангела Михаила, Барский отправился в Левкосию, чтобы попрощаться и отправиться на Патмос продолжать изучение греческого языка. Однако он подхватил снова лихорадку и надолго застрял. Отъезд отложился и еще по одной причине, - наступил срок уплаты хараджа. В Османской империи существовала практика выдачи хараджа, или как он его называет, харача – временного платного удостоверения для христиан и иудеев, которое обязаны были иметь все подданные султана мужского пола и временные резиденты типа Барского. Без документов его не выпустили бы с Кипра и не пустили бы на Патмос.

В документе, которые представлял собой удостоверение личности с подробным описанием внешности, указывалась дата выдачи, подпись ответственного лица и ставились государственные печати. Год от года бумага бланков для хараджей различалась по цвету. Последовательность по годам цветов бумаги была: белая, красная, желтая, белая. Подобные меры защищали документы от подделывания или как минимум усложняли задачу желающему подделать харадж. Проблемой было то, что харадж стоил денег, стоимость варьировалась в зависимости от социального статуса человека – 15, 10 или 5 талеров. Неуплата харача грозила должнику большими проблемами вплоть до конфискации имущества, поэтому часто христиане и иудеи скидывались и выручали друг друга.

В принципе, явление и выплата, которую описывает Барский, это смесь хараджа (поземельный налог с иноверцев - людей книги, под которыми подразумеваются христиане и иудеи) с джизией (подушная подать с иноверцев-людей книги). На заре мусульманской государственности эти выплаты не разделялись, и в XVIII веке эти понятия тоже как-то слились, судя по тому, что пишет Барский, у которого никакой земельной собственности в силу его монашеского статуса быть не могло. За подробностями отсылаю к энциклопедическим статьям.

Текст хараджа, о котором идет речь, был опубликован в четвертом томе «Странствований», изданных Барсуковым в 1885–1887 гг. Текст следующий:

«Свидетельство об уплате на о. Кипре харача за 1150 год (1): Василий Григорович монах росту высокаго, лицем смугл, глаза светло-карие, брови густыя черныя, сростшиеся вместе. Второй гильдии (2)

На желтой харачной хартии положены четыре черныя печати.

Джизия 17 века Османская империя

Таким образом, в 1737 году по Рождестве Христовом харадж на Кипре выдавался на желтой бумаге, стоил он таким как Барский 10 талеров или 3 рубля 30 коп на конец XIX века (почему цена указывается в талерах – отдельный вопрос). Документ этот ценен как единственное сохранившееся описание внешности Барского: высокий, смуглый (еще бы), со светло-карими глазами и густыми сросшимися на переносице бровями. Довольно распространенный и в наши дни украинский типаж. Изображений его не сохранилось, если не считать автопортретом фигурку странника, которая есть на большинстве рисунков, но лица там все равно не разглядеть.


barsky Оттуду, по двою днию, отъидох в первоначалний предреченний град Левкосию, в двор архиепископский, идеже препроводих мимошедшое зимное время и имехь намерение отлучитися от архиепископа, отъйти же от острова Кипра и творити предъумишленное мне шествование к Патму, ползования ради Греческих учений. Бог же лучшое, мню, проведящи о мне смотрение, остави мя впасти в недуг трясавицы, ею же странна она доволствуеть изобилно, и болезновах дны не малы.

К тому же и харачь настоящего лета приближися, и обичай имут бесурмане удержавати повсюду христиан странних прежде единого месяця. Харач же есть имя Турецкое. Ест же едина главнейшая и неумолимая дан, от царей Турецких, изначала пленения християном и евреем установленна, юже поплащают все, от детских лет даже до смерти или последнейшего престарелия, и точию мужескь пол, жени же не дают ничтоже, коей либо буди вери, и никтоже не может сей дани убегнути, разве аще кто отречется своей вери и прийметь махометанскую.

Зде мне пишущу, слези излияшася от очес, воспомянувшу, яко многих убогих случися мне видети, не стерпевших даний и мучений Турецких и отвервшихся Христа. На многих бо местехь богатии убогим помигают, идеже аще сут болши число, якоже в великих и знаменитих градех; в весехь же и инуду, между множеством убогих, идеже един другому помощи не может, великое страдание от агарян беднии християни претерпевают.

Многи же и различни сут дани Турецкий, бесчисленни, но тии все кроме сведителства и писания взимаются, харачь же егда поплащается, дается коемуждо полу мужеска едина хартия мала, яко длан широтою и полпяди долготою, с подписанием и пят печатми, от них же началнейша печать царска, прочее же иних великоменитих главнейших началников, разно, по различии градов, подписуемихь. В время же поплащения описуют вкратце, внутрь хартия, коего же человека особную твар и возраст, яко то: брови, очеса, нос, уси, браду, низкий, високий, без бради и прочая, яко отнюдь не может едина хартия служити другому человеку, и аще христианин в кой либо буди град и страну прийдеть, первее о харачу изтязаем биваеть, и всем от недра показуеть, приставници же агарянстии сьзирают и чтут внутрь написанно: аще съгласуеть с лицемь, и сице проходит повсюду волно. Не токмо же странствующий, и в отчествах своих всегда пребивающии с многим тщанием о харачу испитуеми бывают.

Хартия же пременяется на всяк год печатми и образом, единого бо лета дается бела, другого червлена, третого жолта, и паки бела. Различно же подается, по чину и силе, богатим убо купцем по пятнадесят талярей, нижайшим по десять, убогшим по пят, найубогшим же и старцем, по пути влачащимъся, три таляри подавается харачь. Сему убо тогда новолетному наставающу харачу, замедлихь в дворе архиепископском даже до Ноемврия, донележе раздадеся харач християном.


Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747. Часть 2. СПб., 1886. С. 324-325

Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747. Часть 4. СПб., 1887. С. 97

Место на карте

 

Координаты: 35.176500 33.363840 − Собор святой Софии (мечеть Селимие)

 

 

Комментарий

(1) 1150 год – это год по мусульманскому летосчислению от хиджры, а от Рождества Христова это был 1737.
(2) то есть 10 талеров, а на Российские деньги на момент публикации Барсуковым записок Барского – 3 рубли 30 копеек.

 

Литература

Зыкова Н.В. Паломничество на Кипр православный (по стопам Василия Григоровича-Барского). Ларнака, издательство Русского православного образовательного центра, 2013. С. 157-162.

Кораев Т. К. ХАРАДЖ // Большая российская энциклопедия. Том 33. Москва, 2017, стр. 760-761.

ДЖИЗИЯ // Большая российская энциклопедия. Том 8. Москва, 2007, стр. 659.

 

© Юлия Бузыкина