Панагия ту Араку – история про птицу
Барский покидает монастырь Святителя Николая Стрешного (Николас тис Стегис) и отправляется к другому монастырю, Панагия ту Араку который знаменит своими фресками XII века, работы, возможно, Федора Апсевдиса, расписывавшего пещерный храм-келью для святого Неофита близ Пафоса, где Барский уже был.
Помимо фресок, от древнего убранства храма храма сохранились две иконы – Христа Пантократора со святыми на полях, и Богоматери с Младенцем, обе хранятся в музее архиепископа Макария III в Никосии.
Здесь мы не будем подробно про искусство, а отошлем читателя к уже имеющимся на сайте материалам.
Барский останавливается здесь на два дня, фиксирует его облик на рисунке и рассказывает любопытные подробности здешней жизни (например, в этом монастыре было всего три инока, но при этом они не пускают женщин в храм, подобно афонскому запрету аватону) и историю про охотничьего ястреба, который, по его мнению, и дал название монастырю.
История очень похожа на московское предание про то, как святой Трифон вернул сокольничему потерявшегося кречета. Местный государь охотился с ястребом, ястреб стал преследовать мелкую пташку, влетел за ней в куст и запутался. Куст пришлось срубить, ястреба вытащили и заодно нашли икону Богоматери, потому решили здесь основать монастырь. По-новогречески ястреб – γεράκι, по древнегречески ἱέραξ (-ακος). Есть также мнение, что на самом деле место так называется из-за горошка (ἀρακάς), который здесь в изобилии растет.
Место сейчас называют также Лагудера (от греч. λάγος – заяц), по названию близлежащей деревни, что тоже намекает на то, что здесь были охотничьи угодья знати (а сейчас для всех, у кого есть лицензия).
Последиже взийдох зело тяжестен и прискорбен восход, с многим потом, на гору високу, и прешедши, и низшедши мало обон пол, прийдохь к монастирю иному Богородичному, прозиваемому Παναγία του Αράκου.
Оставих же и ин монастир, оттуду двою часу отстоящий, имя имущий знаменито, но запустел бяше того лета и никого же имеяше в себе обитающего, сего ради и аз не брегохь о нем. Имя монастиру оному Παναγία του Αγρού, си ест Богородица селная.
Но возвращаюся к повести монастира предъреченного, к нему же прийдох. Монастир оний обретается на великих горах, недалече от Троода отстоящих, мало от оного меншихь, на месте уединенном, при древесах лесовнихь, при воздусе благом, при источнице води здравой, в епархии епископа Киринейского, присовокуплен ест зданием к единому холму малому, неразделно при горах великих стоящему.
Имат же низу себе, от странни восточной и полуденной, древес садовнихъ различних много, от ореховь волоских, яблокь, слив, лимонов и помаранчовь, и келии лепо здании, едини верху других, даже до триехь восходов, найпаче же от странни северной, с покровом чрепичним, от странни же полуденной здания имущая, от запада же присовокупленни гори високи, с неколикими древеси садовними, такожде присовокупленними к монастиру; от востока же удол протязается на низ, с садом и виногради.
Тамо храм мал, посреде монастира, в имя пресвятия Богородицы, отвне и внутрь лепо здань, с окрест древяною папертию, ради дождевъного лияния, и с главою лепотною, яже отвне покровенна есть покровом малим, древянимъ, с чрепицею, такоже и вес храм особним покровом, якоже зде на хартии неотменно потщахся изобразити.
Тамо точию три иноки обитают, и тии кроме подобающего чина иноческого, и соболезновах не мало, яко тол красная обитель не имат доволно в себе живущих. Известно же буди, яко тамо древний есть закон, возбраняющ входити коей либо буди жене внутрь церкви, но аще случатся от жен приходящий на поклонение, вне церкви или в паперти молитву творят, мужие же их точию невозбранно внутрь входят. Испитующу же вини от иноков, отвещаша мне, яко есть установление древних отец, и многажди покушающимся некиим бесстудним и упорним женам презрети оное обикновение и вний ти внутрь храма, отверженни быша от врат церков нихь невидимою некою силою пресвятия Богородицы.
Откуду же проименовася обитель она Παναγία του Αράκου или Ιεράκου, си есть Богородица Яструбская, слыши: ιεράξ по Греческу нарицаетея еструб птица, всем знаемая.
Въ время господства християнского (якоже слышах), некий от князей Кипрских изийде в гори с наученним яструбом, к уловлению птиц, найпаче же утешения ради, якоже обичай ест господиямъ, и по случаю исшедшим на оную гору, не сущу еще тогда монастирю, избеже от руку нечаянно яструбъ вьслед некоей летающей птицы; птице же, от страха неимущей где сокритися, влете внутр купини великой, яструб же с великим вожделением въслед гонящи и птици не улови (убеже бо и сокрися, яко мала и скора сущи), и сам угонзе в терние купини и не можаше оттуду свободитися. Княз же, сожале о яструбе, повеле слугам посещи всю купину, свобождения ради ловца. Отворшим же слугам повеленное, и яструб свободися, и образ некий ветхий пресвятия Богородицы тамо внутр купини обретеся. И изявши княз образ от купини, поклонися с слугами, и уразумев быти изволение пресвятые Богородицы к созданию храма в имя её, и созда убо церков честну и неколико келий, и бист обител иноком даже донине, и от того времене прозвася Богородица Яструбская от общего народа, в разнствование инних Богородичних монастирей.
Тамо аз замедлихь дний два, и оттуду исшедши рано, шествовах яко два часи и вящше, и прейдохь обон пол онной нижайшой гори, зело красной, пораслой многими древеси лесовними и гу стинями различними, найпаче же певгами, си ест соснами великими…
Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747. Часть 2. СПб., 1886. С. 301-303
Место на карте
Координаты: 34.965700 33.007000 − церковь Панагия ту Арака
Литература
Зыкова Н.В. Паломничество на Кипр православный (по стопам Василия Григоровича-Барского). Ларнака, издательство Русского православного образовательного центра, 2013. С. 122-130.
Stylianou A.&J. The painted churches of Cyprus. Treasures of Byzantine Art. Nicosia, 1985. 2nd edition: Nicosia, 1997. Pp. 157-185.
Статья в Православной Энциклопедии.
© Юлия Бузыкина
|