Мощи, командария и шелк
Покинув рано утром Омодос, Барский пришел в село Килани, большое и знаменитое, остановился отдохнуть и перекусить у местного священника. Село находится в предгорьях Троодоса, в церковном отношении подчинялось тогда епископу Кити (то есть Ларнаки). Село стоит на реке Криос Потамос, рядом растут виноградники с очень сладким виноградом, из которой делают знаменитую командарию. По сути это портвейн, очень сладкое вино, которое со временем не портится. Кроме командарии, которой остров славится до сих пор, здесь ткали шелк, наподобие «адамашков» (от лат. admaschus и польск. adamaszek), то есть одноцветная шелковая ткань, затканная мелким узором. Считалось, что придумали такой шелк в Дамаске, отсюда и название. Поскольку в селе были заболевшие (а мы помним, что Барский гуляет по острову Кипру во время эпидемии), он не задержался и пошел в находящийся у реки монастырь св. Мавры, от которого сейчас осталась церковь.
Барский пишет, что церковь стоит в долине, при этом недалеко от дороги, поэтому монахов все дергают почем зря, особенно турецкое начальство. Монастырь знаменит двумя вещами: это мощи св. Мавры и «толстый» источник холодной пресной воды, который бьет прямо из-род апсиды.
На нее не просто смотреть – слушать журчание приятно.
Дальше Барский двинулся вдоль реки…
Заутра же рано шествовах, яко час единь, и прийдох в вес великую и знаменитую, Келаны (1) именуемую, лежащую в епархии епископа Китского, и тамо препочих мало у первоначалного священника и хлеб ядох.
Вес она стоит недалече великой гори Троода, на низших горах, на месте веселом, над потоком, или малою речицею, при воздусе легком, при водах текущих, с многими виногради пресладкими. Оттуду исходить сладкое некое и крепкое вино, и прослутое в всем царстве Турецком даже до Италии, именуемо командария, яже чрез многи лета пребивает невредно, и елико ест ветхо, толико силнейше и благоуханное бывает.
Тамо тчутся одежди шелкова, наподобие ядамашковь. Бяше тогда мало пораженна губителством вес она и отнюдь не медлих в ней, но снийдохь абие кь потоку, вь монастирец святые Мавра, иже ест зело мал и малоиноческ, с малою церквою и двема, трема келии.
Стоит во удоле, въскрай предреченного потока, в шуме водном, при воздусе здравом, при множеству вод текущих. Обаче ест убог и безмолвия кроме, ибо стоит при пути великом, и всяк мимоходяй стужаеть, и найпачеже махометаны.
Имат же две вещи достохвалнии, ими же разнствует от прочиих монастирей. Первая — обретаются тамо мощи, си ест челюсты с зубамы святия Маври, яже и аз сподобихся лобизати; вторая— источник толст води здравой и хладной, хитросне и сокровенне сквозе церковное проходит подножие и точится вне от олтаря с сладким зрением же и слишанием, идеже аз желахь премедлити неколики дны, шума ради вод, еже не точно зрению, но и слуху не малу ползу творят, обаче бояхся, да не случится кто тамо прийти от веси, поражен губителствомь.
Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747. Часть 2. СПб., 1886. С. 286-287
Место и путь на карте
Координаты: 34.846500 32.868400 − церковь святой Мавры
Комментарий
(1) Близнюк С.В. Леонтий Махера и его хроника «Повесть о сладкой земле Кипр» / Пер. с кипрского диалекта среднегреческого языка, вступительная статья и комментарий С.В. Близнюк. М., 2018. С. 60 (упомниается некое поселение Килания, где хранятся мощи, причем не Мавры и не Тимофея, а некоего Ферапонта).
Литература
Зыкова Н.В. Паломничество на Кипр православный (по стопам Василия Григоровича-Барского). Ларнака, издательство Русского православного образовательного центра, 2013. С. 103-107.
© Юлия Бузыкина
|